История России
Учебник для 11 класса

       

§ 60. Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине XX в.

1. Теории общественного развития

Развитие экономической теории было связано с более глубоким осмыслением роли и возможностей государства в экономической сфере. Разработанная Джоном Кейнсом теория регулирования рыночной экономики стала основой концепции «государства благоденствия» 1960-1970-х гг. Вопрос пределов государственного вмешательства в экономику, опасности превращения государства в бюрократического монстра, был изучен американскими экономистами Йозефом Шумпетером и Милтоном Фридманом. Их идеи были взяты на вооружение неоконсервативными политиками США и Великобритании в 1980-е гг. и рядом латиноамериканских диктатур при осуществлении модернизации экономики.

Видные американские учёные: экономисты Джон Гэлбрейт и Уолт Ростоу, социолог Элвин Тоффлер — сформулировали концепцию фаз, или стадий, прогресса цивилизации. Согласно теории стадий развития, человечество прошло путь от собирательства, охоты (пользование готовыми продуктами природы) к земледелию, скотоводству и кустарному производству (обработка природных материалов в основном с использованием ручного, мускульного труда). Следующие стадии были связаны с переходом к мануфактурному, промышленному, индустриальному производству и, наконец, к информационному (или постиндустриальному) обществу. Для каждой из этих стадий были характерны свои преобладающие формы и содержание трудовой деятельности.

Исследование закономерностей индивидуального и группового поведения людей заложило основы прикладных наук — социологии и политологии. Их предметом стало исследование широкого спектра проблем — от изучения интересов социальных слоёв, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов.

Выводы учёных-политологов начала XX в. были дополнены благодаря изучению огромного фактического материала о социальном и политическом развитии почти двухсот государств. Работы французского политолога Мориса Дюверже, американского философа и социолога итальянского происхождения Джованни Сартори внесли большой вклад в изучение функционирования демократии.

Крупный немецкий психолог и социолог Эрих Фромм в своих работах уделял внимание личности и мотивам её поведения. В широко известной книге «Бегство от свободы» Фромм исследовал фашизм и природу тоталитарного общества как социального явления, раскрыл суть и формы проявления человеческой потребности к свободе.

В 1960-е гг. во Франции большое распространение получило такое направление современной философской мысли, как структурализм. Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, мифология, мода, реклама и т.д.) состоит из ряда элементов, находящихся в определённой взаимосвязи. Они и становятся объектом изучения. Французский культуролог и философ Клод Леви-Стросс, считающийся «отцом структурализма», сравнивал различные культуры и мифологические системы. Например, исследуя мифы индейцев Северной и Южной Америки, он реконструировал мышление первобытных людей, внеся важный вклад в изучение истории формирования человеческого сознания.

Социологи и политологи часто обращали внимание на то, что поведение многих политических лидеров и отдельного человека порой не находит рационального объяснения. Иррационализм, проявляющийся в поведении людей, пытались объяснить философы-постструктуралисты — Жак Деррида, Жан Бодрияр и др. Они отрицали способность человека постичь действительность с помощью интеллекта. На вопрос о том, можно ли найти универсальные символы для описания реальности, правильно ли поймут автора люди иной культуры, постструктуралисты дают отрицательный ответ.

2. Церковь и общество в XX — начале XXI в. Экуменическое движение

XX в. ознаменовался падением значения религии и религиозных организаций в повседневной жизни людей. В социалистических странах велась атеистическая пропаганда, служителей культа подвергали преследованиям, храмы закрывались. В развитых странах ситуация была иной, но и здесь позиции традиционных религий, прежде всего христианства, значительно ослабли. В обществе потребления популярность получили стремления к материальным благам, к разнообразным формам досуга, к повышению своего социального статуса. Это прямо противоречило традиционным религиозным ценностям, проповедовавшим самоограничение, смирение, верность долгу и т.д. Для большинства европейцев и американцев религиозность стала сводиться лишь к внешней, обрядовой стороне — посещению церковной службы, празднованию религиозных праздников. Отчасти этому способствовали и некоторые традиции самих религий, не менявшиеся веками. Так, в богослужении Католической церкви (крупнейшая конфессия мира) и в XX в. по-прежнему использовался латинский язык, малопонятный не только подавляющему большинству прихожан, но и многим священникам.

Бурные и стремительные перемены, которые человечество переживало в XX в., неоднозначно повлияли на развитие религий. С одной стороны, в условиях роста образовательного и материального уровня во многих странах получили распространение нетрадиционные религиозные учения, различного рода тоталитарные секты, синкретические религии (т.е. созданные на основе заимствования догматов и обрядов у нескольких мировых или традиционных религий) и т.д. С другой стороны, традиционные религии мира, и прежде всего христианство, стремились приспособиться к новым условиям, реформировать церковную жизнь, чтобы усилить свои позиции в обществе.

В 1962-1965 гг. состоялся Второй Ватиканский собор Католической церкви, принявший программу её реформирования и обновления, поставивший цель повысить активность мирян. Было решено заменить в богослужении латинский язык национальными языками. Церковь стала более активно участвовать в решении общественно-политических проблем, способствовать пропаганде мира и согласия.

Большой авторитет в мире получил римский папа Иоанн Павел II (папа в 1978-2005 гг.), в 2000 г. принёсший публичное покаяние от лица Католической церкви за крестовые походы, инквизицию, оправдание рабства, Религиозные войны и др. Свидетельством наступления новой эпохи в истории Церкви стала реабилитация Галилео Галилея (1992) и Николая Коперника (1993). В 2008 г. Ватикан признал возможность существования разумной жизни, созданной Богом, на других планетах.

Ещё в начале XX в. по инициативе протестантов США и Западной Европы возникло так называемое экуменическое движение, главной целью которого является сближение христианских церквей во всём мире. Важным этапом в его развитии стала Всемирная ассамблея христианских церквей в Амстердаме (1948), на которой был создан Всемирный совет церквей, призванный координировать деятельность входящих в экуменическое движение религиозных организаций (на сегодняшний день насчитывает 349 членов в 110 странах мира). В 1961 г. к нему присоединилась и Русская Православная Церковь.

3. СМИ и массовая культура

Стремительный рост значения в повседневной жизни человека средств массовой информации открыл возможности мощного влияния на сознание и настроения людей. Уже в 1920-е гг. международное радиовещание стало важным инструментом политики, а к концу XX в. с созданием спутниковых систем телевещания, глобальных компьютерных сетей появились условия для интернационализации духовной жизни человечества. Сложился своеобразный мировой рынок идей, культурных ценностей, успех на котором обеспечивает как коммерческую выгоду, так и политическое влияние.

Массовая культура содействовала формированию индустрии досуга. Она имеет не только развлекательный характер. Ведущие корпорации мира увидели в ней беспрецедентные возможности как прямой, так и косвенной рекламы своих товаров. Не обошли своим вниманием новые технические средства и политики. Средства массовой информации позволяют формировать упрощённые «образы врага», высмеивать и представлять в нелепом виде политических оппонентов и их взгляды.

Было бы упрощением считать, что массовая культура только лишь инструмент манипулирования сознанием людей. Её продукция способна пользоваться спросом лишь в том случае, если она отвечает определённым реальным интересам, запросам и потребностям «среднего» человека.

В то же время распространение массовой культуры рассматривается многими философами, социологами и культурологами как признак интеллектуальной и духовной деградации. Массовая культура предлагает упрощённое видение и восприятие мира. По мнению Э. Фромма, массовая культура препятствует раскрытию и реализации духовных потребностей личности. Устоявшиеся модели поведения формируют пассивность, конформизм, то есть готовность принимать мир таким, каков он есть.

4. Искусство: от модернизма к постмодернизму

В послевоенное десятилетие вновь большую популярность приобрёл абстракционизм, явившийся своего рода ответом на развитие искусства фотографии. Абстракционисты сочли, что только они теперь способны выразить внутренний мир художника. Благодаря работам ряда нью-йоркских художников появилось новое течение, получившее название абстрактного экспрессионизма. Эти художники создавали большие картины, которые оказывали огромное впечатление на зрителей. Их полотна передавали динамику чувств, становились формой спонтанного самовыражения автора. Метод написания таких картин известен, как «живопись действия».

Джексон Полок — самый известный абстрактный экспрессионист. Полок искал свои собственные индивидуальные методы и техники работы. Он покрывал холсты беспорядочными брызгами, полосами красок и клякс; иногда он прокалывал банки с краской и размахивал ими над будущей картиной так, что краска лилась на холст. Вместо кистей он использовал палочки, ножи и лопатки, добавляя в краску песок, битое стекло и другие материалы. В результате создавались большие картины с узорами из красочных пятен, которые вызывали множество разных эмоций.

Своеобразным противовесом идеям абстрактного экспрессионизма стал поп-арт (популярное искусство). Возникновение этого художественного течения было связано с развитием «общества благосостояния», когда произошёл самый настоящий бум производства товаров массового потребления и развлечений. Художники поп-ар-та считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства, что она может утратить свои потребительские качества и приобрести художественные. Королём поп-арта современники называли Энди Уорхола. Он первым превратил долларовую купюру, банку консервированного супа и бутылку из-под кока-колы и др. в объекты искусства. Художники использовали образы знаменитостей, персонажей комиксов, мультфильмов и т.д.

В середине 1960-х гг. в США появилось новое течение в живописи и скульптуре — гиперреализм. Его характерной чертой является точечное, фотографическое отображение действительности: детально выписанные предметы, изображение городской среды, портрет «человека с улицы». Наиболее известные художники-гиперреалисты — Роберт Коттингем и Чак Клоуз.

Элементы поп-арта проявились в такой форме современного художественного творчества, как «хеппенинг». Это гибрид живописи, скульптуры и театра. Первые театральные постановки в стиле «хеппенинга» состоялись в 1958-1959 гг. в США для развлечения артистической богемы. Затем они приобрели популярность в Европе и Азии. Для «хеппенинга» характерно отсутствие чёткого сюжета, импровизация актёров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кинокадров, реквизита, световых и звуковых эффектов, современной музыки.

В музыкальной культуре второй половины XX в. получили развитие различные авангардные течения.

Родоначальником сонористики считается польский композитор Кшиштоф Пендерецкий. Для сонористики характерно особое внимание к тембру звука, поиску источников нетрадиционного звучания: игра на пиле, на рояле — непосредственно на струнах, шёпот, крики и т.д. Основателем алеаторики стал немецкий музыкант Карлхайнц Штокхаузен, написавший в 1957 г. пьесу для фортепьяно, фрагменты которой могли исполняться в любой последовательности. Алеаторика претендовала на освобождение искусства, причём не только музыкального, от диктата формы.

Хрупкость мира, отсутствие логики и чёткости в его облике, иллюзорность его устоев отразило так называемое «исчезающее искусство». Примерами могут служить картины, написанные выцветающими на глазах зрителей красками, саморазрушающиеся скульптуры, музыка без звука, исполняемая на разваливающихся инструментах. Самым наглядным образцом этого вида творчества была книга «Ничто», изданная в США в 1975 г. и выдержавшая переиздание в Англии, на 192 страницах которой не было написано ни единой строчки.

«Самоуничтожающееся» творчество символизировало собой закат модернистского направления в искусстве и наступление современного этапа его развития — эпохи постмодернизма. Для постмодернизма характерно использование различных стилей прошлого и настоящего, Запада и Востока, элементов фольклора, массовой культуры, поп-арта, соединение художественной формы с нехудожественным содержанием.

Подобное сочетание всевозможных форм и стилей, использование новых материалов и технологий для создания арт-объектов (выставочных конструкций) характерны для современного искусства. Распространённой его формой является инсталляция.

Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или преобразуют городской ландшафт. Так возник инвайронмент — изменение окружающей среды в соответствии с замыслом художника.

Немецкий художник Йозеф Бойс, один из основателей партии «зелёных» в ФРГ, осуществил крупный проект «7000 дубов» (1982). На центральной городской площади немецкого города Касселя началась посадка молодых дубков. Она сопровождалась лозунгом «Градоозеленение вместо градоправления». Дубы, являвшиеся элементом дохристианской мифологии, обрамлялись базальтовыми глыбами. Художник стремился пробудить «экологическое сознание» у городских жителей.

Ещё в 1960-1970-е гг. появилось международное художественное движение — концептуализм. Его сторонники утверждали, что идея произведения имеет большее значение, чем его визуальное изображение. Концептуальное искусство тесно связано с философией и другими науками.

Новые технологии информационной эры не остались вне поля зрения художников. Основателями видеоискусства или видеоарта стали кореец Нам Чжун Пак и американский композитор и исследователь эстетики Джон Кейдж. По мнению Нам Чжун Пака, электронные средства коммуникации воздействуют на интеллект личности. Это способно привести к перегруженности человека информацией, конфликту между ним и машиной. Видеоискусство разрешает этот конфликт, внося эстетическое начало в телекоммуникации. Обращение непосредственно к внутреннему миру человека стало использоваться в таких новых видах искусства, как компьютерная графика, производство видеоклипов, а отчасти — ив современном киноискусстве.

5. Контркультура и культура молодёжного бунта

В любом обществе господствующим течениям в культуре противостоит контркультура. Она отвергает базовые ценности общества, предлагает альтернативное видение мира и свои модели поведения. Контркультура является формой протеста со стороны людей, не нашедших себе места в жизни. Их поведение нередко эпатирует, возмущает окружающих. В то же время в молодёжной среде герои контркультуры часто приобретают популярность и становятся образцом для подражания.

Парадокс молодёжных движений (битников, хиппи, рокеров и др.) заключался в том, что первоначально они несли вызов господствующей культуре «общества потребления». Затем становились частью этой культуры, модой, приносящей немалые прибыли предпринимателям от индустрии досуга и шоу-бизнеса.

Показательна судьба популярного музыкального ансамбля 1960-х гг. «Битлз». Первоначально они выступали в небольших клубах, привлекая внимание слушателей не столько исполнительским искусством, сколько свободной манерой поведения на сцене и умением затронуть в своих песнях темы, которые волновали молодёжь. Со временем «Битлз» получили мировую известность.

Тема молодёжного бунта занимала важное место в творчестве многих писателей, представителей критического реализма — в частности, Джерома Сэлинджера. Его роман «Над пропастью во ржи» вошёл в сокровищницу мировой литературы. Проблемы неустроенности человека в комфортабельном мире «высоких технологий», протеста против попыток манипулирования сознанием поднимались многими писателями-фантастами, в частности Реем Брэдбери в романе «451° по Фаренгейту», Куртом Воннегутом в антивоенной сатире «Крестовый поход детей».

Нам Чжун Пак. Телевизионный Будда

Рис. Нам Чжун Пак. Телевизионный Будда

6. Подъём национальных культур

Одна из особенностей эпохи глобализации — всестороннее распространение продукции массовой культуры. При этом ведущие позиции в индустрии развлечений занимают США. Американские кинофильмы составляют 80% европейского кинорынка, а европейские только 5% рынка Соединённых Штатов. Среди 100 наиболее прибыльных фильмов мира — 88 американских. Подобное положение вызывает озабоченность интеллигенции многих стран. Массовая американизированная культура ведёт к унификации и упрощению языка, образа жизни различных народов. Возникли движения деятелей искусства и науки в защиту национальных обычаев и культурных традиций. Во Франции был принят закон, согласно которому доля американских фильмов в прокате не должна превышать 60%. При этом благодаря существованию глобальной Сети информационного обмена достижения национальных культур стали достоянием всего человечества.

Всемирную известность приобрёл сенегальский поэт Леопольд Сенгор, который в годы войны, находясь во Франции, участвовал в Движении Сопротивления. В 1948 г. он стал лауреатом Нобелевской премии за сборник стихов «Антология». В 1949 г. Пулитцеровскую премию — наиболее престижную награду США в области литературы — впервые в истории получила темнокожая поэтесса Гвендолин Брукс, обратившаяся к теме положения афроамериканской общины в США. В 1982 г. Нобелевской премии был удостоен латиноамериканский писатель Габриель Гарсиа Маркес, в 1988 г. — египетский прозаик Нагиб Махфуз, в 1992 г. — вест-индский поэт Дерек Вал-котт, в 1994 г. — японский писатель Оэ Кензабуро.

В октябре 2005 г. по решению ЮНЕСКО была принята конвенция о культурном многообразии. Она закрепляет за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку национальным культурным проектам.

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите, используя материалы уроков по обществознанию, из-вестные вам теории общественного развития, появившиеся после Второй мировой войны. Что нового привнесли они в знания о человеке и обществе?
  2. В чём причина падения влияния религии на жизнь общества? Какие меры религиозные организации предпринимают для того, чтобы изменить сложившееся положение? Насколько им это удаётся?
  3. Как вы понимаете термин «массовая культура»? Какие черты послевоенного развития общества способствовали её всестороннему распространению?
  4. Охарактеризуйте основные направления в развитии изобразительного искусства и музыкальном творчестве. Определите их сходство и различия с искусством первой половины XX в.
  5. Что вы можете сказать о развитии абстракционизма во второй половине XX в.? Как художники-абстракционисты определяли главную цель своего творчества?
  6. Как вы думаете, с появлением каких черт в жизни общества связано возникновение поп-арта? Что находится в центре внимания приверженцев этого направления?
  7. Что знаменовало собой появление «самоуничтожающегося искусства»? Назовите основные особенности постмодернизма.
  8. Чем вызван подъём национальных, самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры?

 

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru