История России
Учебник для 11 класса

       

§ 59. Россия и складывание новой системы международных отношений

1. Россия на международной арене

Распад СССР, великой ядерной державы, центра обширной системы союзов, коренным образом изменил положение на международной арене. Перед всеми странами мира, и в первую очередь Россией, встала проблема определения новых задач внешнеполитической деятельности. Российская Федерация, будучи правопреемницей СССР, взяла на себя ответственность за выполнение заключённых им международных соглашений, в том числе и за выплату советских долгов, стала членом Совета Безопасности ООН.

Российская дипломатия в первые годы после вступления страны на путь демократии стремилась учитывать особенности нового этапа развития общества. В качестве приоритета рассматривалось сближение России со странами Запада и преодоление наследия «холодной войны». Декларация, подписанная в ходе визита Б.Н. Ельцина в США в 1992 г., подтвердила окончание «холодной войны».

В 1993 г. во время визита президента США Дж. Буша-старшего в Москву Россия и США заключили новый Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Он предполагал сокращение числа ядерных боеголовок на две трети, до 3500 единиц у каждой из сторон.

В 1993-1994 гг. при участии США России удалось согласовать с Украиной, Белоруссией и Казахстаном вопрос о ликвидации ядерного оружия на их территории. Это позволило предотвратить появление новых государств, обладающих оружием массового поражения.

Делегацию России стали приглашать к участию в ежегодных совещаниях лидеров «семёрки» ведущих стран мира (США, Англии, ФРГ, Канады, Италии, Франции, Японии), где обсуждаются основные проблемы мирового развития. В итоге «семёрка» превратилась в «восьмёрку». В 1996 г. Российская Федерация вступила в Совет Европы, приняв на себя обязательства соблюдать правовые нормы, действующие в странах ЕС. Началось сближение России со странами Европейского союза, являющимися её важнейшими торговыми партнёрами.

Вместе с тем, выражая на словах поддержку продвижению России по пути демократизации, страны Запада не выполнили обещаний по предоставлению ей помощи. Принимались меры по ограничению доступа российских производителей на мировой рынок. Наиболее жёстко в этом плане действовали власти США. Американская дипломатия резко выступала против продажи оружия (важная статья российского экспорта) таким странам, как Индия, Иран, Китай, Северная Корея, против строительства АЭС в Иране. Вопреки здравому смыслу, США не отменили поправку Джексона—Вэника (1974), согласно которой предоставление СССР режима наибольшего благоприятствования в торговле увязывалось с предоставлением свободы еврейской эмиграции, хотя никаких ограничений на неё в демократической России не было.

Серьёзные поводы для недовольства политикой стран Запада возникли и в России. Несмотря на возражения России, членами НАТО стали Венгрия, Польша и Чехия, а блок осуществил агрессию против Югославии (1999). В 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО от 1972 г., взяв курс на создание национальной системы противоракетной обороны и наращивание военной мощи. Началось дальнейшее расширение состава НАТО за счёт государств Балтии, Румынии, Болгарии, Словакии.

Российская дипломатия подчёркивала, что проблемы современного мира слишком многообразны и сложны, чтобы их решала одна держава, даже столь влиятельная, как США. Идея многополярности в мировом развитии, подразумевающая акцент на равноправии государств — членов ООН, получила поддержку во многих странах.

С наступлением XXI в. отношения России с зарубежными государствами стали более динамичными и одновременно более сложными.

После нападения террористов на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. Россия выразила солидарность с США в борьбе с международным терроризмом. В 2002 г. был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Он предусматривал сохранение паритета ядерных сил США и РФ, их сокращение к 2012 г. до 1700-2200 ядерных боеголовок.

Начали успешно реализовываться крупные международные проекты с участием нашей страны, в частности в мирном освоении космического пространства. Россия активно участвует в создании и эксплуатации Международной космической станции. Российские носители стали выводить на орбиту космические аппараты европейских стран.

Российская Федерация исходит из того, что на любые военные вызовы и угрозы она найдёт адекватные ответы. В то же время, как неоднократно указывал министр иностранных дел С.В. Лавров (с 2004 г.), Россия всегда открыта для сотрудничества в тех сферах, где это возможно и взаимовыгодно.

Террористическая атака на Всемирный торговый центр

Рис. Террористическая атака на Всемирный торговый центр

С началом 2008 г. отношения России с США и странами Запада начали охлаждаться. Игнорируя возражения Москвы, США и их союзники пошли на признание независимости Косова, края, насильственно отторгнутого ими от Сербии. Соединённые Штаты декларировали намерение принять Украину и Грузию в НАТО. Со своей стороны, Россия возобновила полёты стратегических бомбардировщиков вблизи границ стран НАТО, вывела на дежурство в акваторию Мирового океана свои соединения Военно-морского флота. Они, в частности, приняли участие в борьбе с сомалийскими пиратами, создавшими серьёзную угрозу международному судоходству. Наибольшего накала противостояние достигло в августе 2008 г., после грузино-югоосетинской войны и признания Россией Абхазии и Южной Осетии.

Дальнейшему охлаждению отношений между Россией и странами Запада воспрепятствовал ряд факторов.

Прежде всего глобальный экономический кризис. Ведущие державы мира, так называемая «двадцатка», в число которой входит как Россия, так и США, государства ЕС, Китай, Индия и др., признали, что без согласования позиций преодоление кризиса будет затруднительным. При этом инициативы, предложенные на встречах «двадцатки» (2008 и 2009 гг.) Президентом РФ Д.А. Медведевым, встретили позитивный отклик международного сообщества. Речь шла о повышении степени управляемости мировой экономики; реформировании таких институтов, как МВФ; возможности введения дополнительных валют, помимо доллара, в которых ведутся международные расчёты.

Со сменой администрации в США новая команда демократов выдвинула идею «перезагрузки» отношений с Россией.

В ходе визита президента США Б. Обамы в Россию в июле 2009 г. были согласованы интересы России и Соединённых Штатов в таких вопросах, как борьба с международным терроризмом и наркомафией, укоренившейся в Афганистане; сокращение арсеналов оружия массового поражения США и РФ примерно на треть; предотвращение распространения ядерного оружия; взаимодействие в смягчении остроты наиболее опасных международных конфликтов, в частности вокруг ядерных программ Ирана и Северной Кореи.

В целом события последнего десятилетия наглядно доказали, что активная, самостоятельная роль России в мире, упрочение её международных позиций объективно выступают фактором стабильности мирового порядка и успешного решения тех проблем, которые являются общими для всех народов и государств.

2. Международные организации в современном мире

За последние десятилетия сложилась развитая и многоуровневая система взаимодействия народов и государств. Наиболее представительным и авторитетным органом является Организация Объединённых Наций (ООН).

Генеральная Ассамблея ООН определяет общие, принципиальные направления, которым международное сообщество должно уделять первоочередное внимание. Совет Безопасности ООН наделён особой ответственностью за поддержание мира. Он имеет право применять санкции, а в случае возникновения угрозы миру — принимать военные меры. Международный суд ООН призван решать спорные вопросы межгосударственных отношений. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) вырабатывает рекомендации по решению проблем развития, обеспечению прав человека. Вопросами развития и углубления международного сотрудничества занимаются Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация по промышленному развитию (ЮНИДО), Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Решению социальных проблем содействует Международная организация труда (МОТ), созданная ещё в 1919 г.

За обеспечение всемирной безопасности людей в ядерной сфере отвечает МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Борьбу с распространением эпидемических заболеваний ведёт Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Большую роль в развитии интеграции и сотрудничества между государствами играет Всемирная торговая организация (ВТО). Её задача — способствовать углублению международного разделения труда и предотвращению «торговых войн». Международный валютный фонд (МВФ) помогает своим членам поддерживать стабильность курса валюты при условии выполнения его рекомендаций в сфере экономической политики. Всемирный банк предоставляет развивающимся странам займы на льготных условиях для проведение экономических преобразований.

Влиятельной международной организацией является Движение неприсоединения. Принципы неприсоединения к военным блокам были приняты 25-ю государствами на Бандунгской конференции (Индонезия) в 1955 г. по инициативе лидеров Индии (Дж. Неру), Египта (Г.А. Насер) и Югославии (И.Б. Тито). Организационно Движение неприсоединения оформилось в 1961 г. на конференции в Белграде. В настоящее время в движение входят 120 государств Азии, Африки и Латинской Америки.

В послевоенные годы возникли также региональные организации, провозглашающие своей целью поддержание мира и стабильности в определённых районах планеты.

К ним относятся Африканский союз (АС), Организация американских государств (ОАГ), Организация исламская конференция (ОИК), Организация Североатлантического договора (НАТО) и др. Результатом развития интеграционных процессов стало появление Европейского союза (ЕС), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южноамериканский союз, Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Большую роль в поддержании международного мира и стабильности играет Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она была создана в 1995 г. по решению участников регулярно проводившихся с 1973 г. Совещаний по безопасности и сотрудничеству в Европе. В настоящее время её членами являются 56 государств Европы, Азии и Северной Америки. ОБСЕ сыграла большую роль в мирном урегулировании многих конфликтов, в том числе и на территории СНГ.

Большое влияние на мировое развитие оказывают ставшие регулярными встречи глав наиболее развитых стран мира — так называемой «Большой восьмёрки» (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Россия). Авторитет и могущество этих держав придаёт большой вес решениям, которые они совместно принимают.

После трагедии 11 сентября 2001 г. в США, унёсшей тысячи жизней, ведущие страны мира договорились в борьбе с международным терроризмом, создав глобальную антитеррористическую коалицию.

3. Проблемы нового миропорядка

Деятельность международных организаций не всегда гарантирует успехи в решении проблем мирового развития.

Ожидалось, что после завершения «холодной войны» и прекращения противостояния СССР и США число «горячих точек» в мире снизится, а авторитет и роль международных организаций возрастут. Но эти надежды не оправдались. Количество внутригосударственных, межэтнических, межрелигиозных конфликтов резко увеличилось, началось расползание по планете ядерного оружия.

В новых условиях американские правящие круги сформулировали идею американского мирового лидерства — особой ответственности США за установление и сохранение мировой стабильности. Опираясь на огромную военную, экономическую мощь и разветвлённую систему союзов, считая себя победителем в «холодной войне», США надеялись играть роль единственной глобальной сверхдержавы. Это не только не устранило противоречия, присущие двухполюсному миру, но и породила новые.

Американские политики стремились навязать всему миру некие «универсальные», по их мнению, либерально-демократические ценности, которые зачастую не отвечали историческим, экономическим и политическим особенностям различных стран и народов. Защита странами Запада принципов «мира без границ», гарантирующего свободу перемещения идей, людей и капиталов, рассматривается во многих странах как угроза их национальной безопасности и культурным традициям.

Методы, которые правящие круги Соединённых Штатов избрали для защиты национальных интересов и борьбы с международным терроризмом, часто ещё более осложняют международную обстановку. Страны, охваченные внутренними конфликтами или объявленные центрами международного терроризма, могут стать объектом военного вмешательства. При этом США сочли себя вправе применять силу без санкции Совета Безопасности ООН. Чтобы оправдать свою политику, лидеры США говорили о недостаточной эффективности ООН, о сложности достижения единства в Совете Безопасности.

Из выступления Дж. Буша (20 сентября 2002 г.)

Обеспечивая оборону США, американского народа и наших интересов внутри страны и за рубежом посредством выявления угрозы ещё до того, как она достигнет наших границ, США постоянно прилагают усилия, чтобы заручиться поддержкой международного сообщества, но в случае необходимости мы, используя право на самозащиту, без колебаний будем действовать в одиночку и с упреждением <...> С учётом целей «стран-изгоев» и террористов США больше не могут продолжать, как прежде, по отношению к ним политику ответного реагирования <...> Мы не можем позволить нашим врагам нанести первый удар <...>

США всегда сохраняли за собой возможность упреждающих действий при наличии достаточно серьёзной угрозы национальной безопасности. Риск бездействия тем выше, чем выше степень угрозы, и с тем большей неизбежностью и волнением приходится делать выбор в пользу самозащиты — даже если не вполне ясно, откуда и когда нужно ожидать вражеского удара. В интересах исключения и предотвращения такого удара противника США будут применять, если это необходимо, упреждающее действие.


Как вы думаете, что в документе подразумевается под правом на самозащиту и под упреждающими действиями?

Предпринятая в 2003 г. в соответствии с новой стратегией военная операция против Ирака встретила осуждение даже со стороны таких дружественных США стран, как Франция и Германия, не говоря уже о России и Китае. Ряд политиков считает, что США захватили Ирак, чтобы установить контроль над его нефтяными богатствами, а не ради распространения демократии. Политика оккупационных властей, игнорировавших насущные потребности иракцев, привела к возникновению в стране движения сопротивления оккупантам. Оно развивается под лозунгами исламского экстремизма и при поддержке радикальных мусульманских организаций. Тем самым Ирак действительно становится одним из центров международного терроризма, однако ответственность за это несут США и их союзники.

Многие страны признают, что существующая система международно-правовых норм не вполне соответствует современным условиям, а ООН нуждается в реформировании. Однако дипломаты большинства государств мира, в том числе и России, исходят из того, что эти преобразования должны проводиться коллективными усилиями международного сообщества. Односторонние же действия державы, даже обладающей военным перевесом над любым возможным противником, возвращают мир к временам господства грубой силы. Более того, они способны подтолкнуть страны, которым угрожает военное вмешательство США, к скорейшему созданию собственных сил «сдерживания» и приобретению ОМП.

Вопросы для самопроверки

  1. Сравните задачи внешнеполитической деятельности, которые S-J ставились в СССР в 1980-х — начале 1990-х гг. и в новой России. Чем были вызваны эти изменения?
  2. В чём и по каким причинам возникли болевые точки взаимоотношений России и стран Запада? Опираясь на материалы современных СМИ, проиллюстрируйте свои выводы. Как вы думаете, сейчас идёт процесс стирания противоречий или их углубления?
  3. Как вы понимаете термин «перезагрузка отношений», к чему он относится?
  4. Назовите наиболее влиятельные международные организации. Как вы думаете, каково их значение в современном мире?
  5. Какова роль США, России и других государств мира в становлении нового миропорядка? Попробуйте представить его различные модели, определить условия их стабильности. Выдвиньте свои аргументы в возможной дискуссии с товарищами по классу.
  6. Как вы думаете, не привела ли ликвидация «двухполюсного» мира к установлению «однополюсности»? Свой ответ аргументируйте.

 

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru