История России
Учебник для 11 класса

       

§ 56. Духовная жизнь России в современную эпоху

  • Вспомните, какие процессы в сфере духовной жизни происходили в годы перестройки.

1. Изменения в духовной жизни

В начале 1990-х гг. резко сократились государственные расходы на развитие культуры. Закрывались клубы и творческие центры, выставочные залы, театры и кинотеатры, спортивные и туристические базы; падали тиражи газет и журналов.

В условиях рыночной экономики наиболее динамично развивались лишь те сферы культуры, которые пользовались коммерческим успехом за счёт популярности у массовой аудитории. Появились многочисленные частные издательства. Стремительно насыщался рынок книжной продукции и периодики, прежде всего изданиями развлекательного характера. На экраны и в печать широким потоком хлынула продукция зарубежной массовой культуры, порой не лучшего художественного качества. Вестернизация (заимствование западных образцов) захлестнула молодёжную культуру. В ней выделились субкультурные группы, ориентированные на копирование различных стилей поведения и одежды, популярных в странах Запада, и на подражание героям массовой культуры (готы, толкиенисты, кельтоманы и др.).

Постепенно положение в сфере культуры стало меняться. Сформировался рынок массовой продукции отечественного образца. Широкое хождение получили книги «лёгкого» жанра — детективы (А. Маринина, Д. Донцова, Б. Акунин и др.), любовные романы, боевики, триллеры, фэнтези.

Возрос интерес к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям. Верующим были возвращены сотни православных храмов и многие мечети. Повысилось внимание к культуре и традициям православия, ислама, буддизма, иудаизма и других вероисповеданий. Развивалась сфера религиозного образования и воспитания — от воскресных школ до семинарий, духовных академий и университетов, а также издательское дело.

Продолжая традиции российского меценатства, крупнейшие компании и банки оказывали материальную поддержку музыкальным и театральным коллективам, издательским, образовательным и реставрационным проектам.

2. Русская Православная Церковь в новой России

В истории формирования, становления и развития Российского государства Русская Православная Церковь сыграла немаловажную роль.

В наши дни Русская Православная Церковь имеет возможность вернуться ко многим практически запрещённым в советский период видам деятельности: открытой проповеди веры, социальному служению обездоленным, беспрепятственному развитию религиозного образования, восстановлению и строительству новых храмов и монастырей.

Оставаясь ныне наиболее массовой по численности верующих религиозной конфессией и занимая активную общественную позицию, Русская Православная Церковь является одной из самых значимых и активных сил российского общества, оказывая плодотворное влияние на его внутреннюю жизнь и деятельность.

Активная роль Русской Православной Церкви в жизни современного общества проявляется во многих делах: при монастырях организуются детские приюты для сирот (например, в Калужской епархии построен большой молодёжный православный центр «Златоуст»); во многих школах России организовано факультативное изучение курса «Основы православной культуры»; ведётся большая воспитательная работа с военнослужащими. Русскую Православную Церковь отличает терпимость в отношении других конфессий, готовность к диалогу с ними во имя решения тех задач, которые стоят перед страной. Огромным событием в духовной жизни России было примирение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом.

В 2009 г. Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Кирилл (в миру — В. М. Гундяев).

3. Театр, музыка, кино

В конце 1990-х гг. наметилось преодоление кризисных тенденций в области культуры. Возникли независимые театры и антрепризы (временные коллективы актёров). Число государственных и муниципальных театров с 1993 по 2009 г. увеличилось с 427 до 601, ежегодно театральные постановки посещает около 30 млн человек.

Большую популярность приобрели театральные фестивали, в России насчитывается 256 постоянно действующих театральных фестивалей, которые организуются почти в 100 городах. Это фестивали драматических театров, оперного и балетного искусства, театров кукол, театров для детей и юношества, профессиональных театральных школ, многожанровые фестивали и др. Причём половина из них проводится в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Омске, Екатеринбурге и ряде других российских городов.

Наряду с всемирно известными Большим театром в Москве и Мариинским театром Санкт-Петербурга, возрастающую известность приобретают театры регионов России.

В начале XXI в. вновь повысился интерес к классической музыке. Традиции отечественного пианизма продолжали А.Б. Любимов, Е.И. Кисин, Д.Л. Мацуев. Образцы исполнительского мастерства самого высокого уровня демонстрировали Н.Г. Гутман (виолончель), Ю.А. Башмет (альт), Г.М. Кремер и В.В. Третьяков (скрипка). Лучшие отечественные дирижёры — Г.Н. Рождественский, В.А. Гергиев, Ю.Х. Темирканов, В.И. Федосеев — работали и в России, и за рубежом. Мировое признание получило искусство выдающихся артистов оперы — О.В. Бородиной, А.Ю. Нетребко, Д.А. Хворостовского и балета — У.В. Лопаткиной, Д.В. Вишнёвой и др.

В современной России осуществляется реконструкция и переоборудование кинозалов в соответствии с новыми технологиями компьютерной графики, спецэффектов, стереофонического звукового сопровождения и т.п. Активизировалась жизнь кинофестивалей, в том числе за пределами столиц (Сочи, Выборг, Ханты-Мансийск и др.).

Киноискусство рубежа XX—XXI вв. было отмечено рядом интересных достижений, получивших международное признание. Так, премией «Оскар» Академии кинематографических искусств США были удостоены фильмы: «Утомлённые солнцем» (реж. Н. Михалков, 1994), «Вор» (реж. П. Чухрай, 1998), мультфильм «Старик и море» (реж. А. Петров, 2000), «12» (реж. Н. Михалков, 2007), «Монгол» (реж. С. Бодров, 2007). На считающемся самым престижным Международном кинофестивале в Венеции первый приз — «Золотой лев» в 2011 г. получила российская лента «Фауст» А. Сокурова.

Тематика отечественных фильмов весьма широка. Это сюжеты, касающиеся вопросов переоценки исторического прошлого, ответственности человека за происходящее вокруг, его взаимоотношений со своей совестью. Началась реализация ряда масштабных проектов в игровом, документальном и анимационном кино. Так, в 2004 г. стартовал крупнейший в истории отечественной анимации проект «Гора самоцветов» — серии мультфильмов на сюжеты сказок народов России.

В начале XXI в. появились первые отечественные высокобюджетные фильмы (блокбастеры), в которых использовались передовые компьютерные технологии и спецэффекты. «Ночной дозор», «9 рота», «Турецкий гамбит», «Волкодав» и др. имели беспрецедентный для современной России кассовый успех.

4. Живопись, архитектура, скульптура

В развитии живописи и архитектуры в постсоветской России выделились два основных направления — неотрадиционализм, связанный с известными стилями и методами при современном техническом обеспечении, и новое искусство. Оно тяготело к экспериментам, к переосмыслению опыта общения художника со зрителем и с самим объектом творчества.

К неотрадиционализму можно отнести получившее широкую известность творчество З.К. Церетели. Его монументальные скульптурные композиции внесли новые черты в городской ландшафт. Традиции самобытности в русском изобразительном искусстве отстаивали И.С. Глазунов, автор исторических композиций и портретов, и А.М. Шилов, создатель портретной галереи современников. В близкой к реализму манере работали скульпторы O.K. Комов, В.М. Клыков, А.И. Рукавишников и др.

Храм-звонница на Прохоровском поле. В. М. Клыков с соавторами

Рис. Храм-звонница на Прохоровском поле. В. М. Клыков с соавторами

С 1990-х гг. в галереях и выставочных залах широкое распространение получили новые, современные виды творчества.

Среди них: инсталляция — пространственная композиция, сконструированная из разных материалов и предметов быта; перформанс — форма общения художника и зрителя при помощи различных художественных средств (элементы театрального действия, музыкальные и световые эффекты).

Современное, или так называемое актуальное, искусство рассчитано на быстрый эффект, эмоциональную, часто на грани эпатажа, зрительскую реакцию. Художественная среда создаётся с помощью видеоизображения (видео-арт), музыки, света, элементов живой природы и различных предметов.

Через сеть Интернета российское искусство быстро вышло в глобальное информационное пространство. Другим направлением созидания пространства «культура без границ» стали масштабные выставки западного и отечественного искусства. Экспозиции «Москва — Берлин», посвящённые первой половине столетия (1996) и 1950-2000 гг. (2004), были показаны и в России, и в Германии. В 2010 г. был проведён год России во Франции и год Франции в России. В его рамках состоялся обмен художественными экспозициями, выставками, театральными и музыкальными коллективами.

Формирование нового культурного ландшафта немыслимо без выставок актуального зарубежного и отечественного искусства. Наиболее авторитетные из них — биеннале — происходят один раз в два года. В феврале 2005 г. в Москве прошла Первая международная биеннале, её выставки посетили 200 тыс. человек. В 2012 г. в Москве состоялась III Московская международная биеннале молодого искусства, на ней были представлены работы художников (до 35 лет) из 34 стран мира, её организаторами были Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Московский музей современного искусства в сотрудничестве с Новой берлинской ассоциацией искусств. Объекты городского хозяйства — вестибюли метро, крытые мосты-переходы, не использующиеся помещения, заводские цеха и склады — переоборудовались под выставочные комплексы.

В столице и ряде крупных городов появились новые центры современного искусства: «Гараж», «Красный Октябрь», «Фабрика», дизайн-завод «Флакон». Пространство города, городская среда (асфальт, стены, ограда и т.д.) сформировали такой вид художественного самовыражения, как граффити (от греч. grapho— пишу).

Архитектурное творчество развивалось по двум основным направлениям. Первое было связано с поисками путей возврата к традиционному образу города, к лучшим достижениям прошлого. Символом воссоздания архитектурной среды стал храм Христа Спасителя в Москве, пропорции и внутреннее убранство которого вплоть до деталей воспроизводили облик разрушенного храма.

Строительство постепенно отходило от безликой типовой застройки последних советских десятилетий. Важным источником средств стало частное финансирование. Целый ряд новаторских проектов был осуществлён в столице. Здание Московской межбанковской валютной биржи (арх. АЛ. Скокан) получило признание как одно из лучших отечественных построек последнего десятилетия XX в.

5. Государственная политика в области культуры

К концу 1990-х гг. объёмы государственных расходов на поддержание известнейших объектов культуры — ведущих музеев, выдающихся оркестров, крупнейших книгохранилищ и реставрационных фондов — увеличились. Финансирование осуществлялось также за счёт местных бюджетов и целевых программ (грантов).

Были разработаны и начали проводиться в жизнь государственные программы, призванные укрепить материальную базу культурных и образовательных учреждений. В 1997 г. усилиями творческой интеллигенции был создан государственный телеканал «Культура», у истоков которого стоял академик Д.С. Лихачёв. Авторские программы этого телеканала знакомят россиян с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры, ведутся прямые трансляции и записи событий музыкальной жизни. Это единственный общенациональный канал, существующий без коммерческой рекламы.

В 2005 г. был запущен просветительский проект «Культу.Ру!», организовавший в режиме онлайн показ лучших театральных спектаклей России, обращённый преимущественно к молодёжной аудитории, которая активно пользуется Интернетом как образовательным и досуговым ресурсом.

С 2000 г. принимаются пятилетние целевые Федеральные программы «Культура» (на 2001-2005 гг. и на 2006-2010 гг., 2012-2018). Целью принятых мер было сохранение культурного наследия России, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа всех граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам.

В рамках принятой в 2007 г. национальной программы «Поддержка и развитие чтения» (рассчитана до 2020 г.) осуществляется поддержка издательской деятельности, работы библиотек. Проводятся всероссийские конкурсы региональной и краеведческой литературы «Малая родина». Отечественные издательства активно участвуют в международных книжных выставках-ярмарках, что содействует формированию положительного образа России за рубежом.

Реализуются масштабные культурно-образовательные проекты, такие, как издание 23-томной истории русского искусства, разрабатываются новые учебники и учебные пособия, в том числе — на электронных носителях. Успешно осуществляется внедрение Интернета в школы, в том числе и в сельские. Всего в России в 2011 г. насчитывалось 70 млн пользователей Интернета.

Ежегодно наиболее выдающимся деятелям российской культуры присваиваются почётные звания «Народный артист России», «Заслуженный художник России» и др., вручаются государственные награды.

В 2011 г. распоряжением Правительства РФ была одобрена Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 г. Она предполагает комплекс мер по государственной поддержке театров, повышению доступности театральных постановок для малообеспеченных людей, решение проблемы средних и малых городов, жители которых имеют меньшие возможности доступа к культурной жизни, чем столичных городов.

Вопросы для самопроверки

  1. Составьте тезисы ответа по теме «Влияние социально-экономи-D ческого и политического развития России 90-х гг. XX в. — начала XXI в. на развитие культуры страны». При подготовке ответа обратите внимание на раскрытие следующих позиций:
    • рынок и культура: негативное и позитивное влияние рынка;
    • утраты и приобретения в культуре;
    • что такое коммерциализация досуга.
  2. В чём проявились особенности духовной жизни российского общества в последнее десятилетие?
  3. Какова роль Русской Православной Церкви в современном российском обществе?
  4. Выберите из перечисленных в параграфе (или предложите свои) имена тех деятелей искусства, о творчестве которых и их вкладе в культуру вам хотелось бы рассказать.
  5. Расскажите об основных направлениях современного художественного творчества. Какие его формы вы знаете?
  6. Как вы думаете, какую роль книга и художественная литература играют в жизни нашего общества?
  7. Охарактеризуйте развитие российского киноискусства. Как вы считаете, достигло ли оно уровня мировых стандартов?
  8. Расскажите о современной политике государства в области культуры. Какие основные проблемы она призвана решить?

 

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru