История России
Учебник для 11 класса

       

§ 5. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.

  1. Вспомните структуру высших государственных органов Российской империи к началу XX в.

В странах Западной Европы консервативные, либеральные и затем социалистические партии складывались на протяжении XVIII-XIX столетий. В России же процесс оформления политических организаций был спрессован в несколько лет и происходил в иной последовательности: вначале возникли партии социалистической ориентации, затем либеральной и, наконец, консервативной.

Многие из них сложились после издания Манифеста 17 октября 1905 г., разрешившего создание политических объединений. Росту либеральных партий особенно содействовали кампании по выборам в Государственную думу, а радикальных — массовые народные выступления. Консервативно-охранительные партии возникли в период высшего подъёма революции, когда, по мнению их лидеров, стала необходимой защита самодержавия.

1. Партии социалистической ориентации (левые)

Российская социал-демократическая рабочая партия

Социал-демократы исходили из учения К. Маркса, согласно которому наиболее передовым классом является промышленный пролетариат, растущий с развитием индустрии, призванный осуществить переход к новому, более прогрессивному, чем капиталистический, общественному строю.

Первые нелегальные социал-демократические организации, видевшие свою задачу в распространении идей марксизма в среде рабочих, возникли в России в 1890-е гг. Создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) провозгласил её I съезд, состоявшийся в Минске в 1898 г. Программа и устав партии были приняты на II съезде, проходившем летом 1903 г. в Брюсселе, а затем в Лондоне. Наибольшим влиянием на съезде пользовались сторонники В.И. Ленина.

Как ближайшую политическую задачу программа РСДРП определяла свержение царского самодержавия и замену его демократической республикой. На этом этапе предполагалось: установление 8-часового рабочего дня, введение гарантированного минимума заработной платы, страхования рабочих за счёт государства и хозяев, охраны труда. Предусматривались ликвидация помещичьего землевладения, отмена выкупных платежей, возвращение сельским обществам отрезков — тех земель, которые были отрезаны у крестьян при отмене крепостного права. В национальном вопросе РСДРП признавала право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства; оговаривала возможность для этнических меньшинств получать образование на родном языке, использовать его наравне с русским во всех местных органах власти.

Перспективной целью РСДРП провозглашалось осуществление социалистической революции, замена частной собственности на средства производства общественной. Необходимым условием этого считалось установление диктатуры пролетариата, которая «позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров».

Ряд влиятельных лидеров российской социал-демократии (Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов) считали, что ставить цели социалистической революции в России преждевременно. Они полагали, что принятые по настоянию В.И. Ленина жёсткие условия членства в партии (обязательное личное участие в работе одной из партийных организаций) неуместны и помешают численному росту её рядов. Потерпев поражение на II съезде, сторонники Плеханова и Мартова создали в РСДРП собственную фракцию (группу), получившую название меньшевистской. Последователи идей Ленина стали называть себя большевиками.

Будучи противниками индивидуального террора, и большевики, и меньшевики считали, что свержение самодержавия может потребовать вооружённой борьбы. Они совместно участвовали в подготовке восстания в Москве. Однако в оценке Манифеста 17 октября 1905 г. их взгляды разошлись. Меньшевики полагали, что он открывает возможности использования преимуществ легальной деятельности. Большевики решили бойкотировать выборы в I Государственную думу, считая их уловкой самодержавия.

Среди членов РСДРП были представители интеллигенции, студенты, учащиеся, а в 1905-1907 гг. значительно увеличилось число рабочих.

Партия социалистов-революционеров

С середины 1890-х гг. члены революционных народнических организаций стали называть себя социалистами-революционерами, подчёркивая свою преемственность по отношению к народникам 1870-х гг. Они полагали, что будущее социалистическое общество в России можно создать на основе трудовых крестьянских хозяйств. В 1902 г. на нелегальной основе возникла партия социалистов-революционеров (эсеров). В течение 1902-1904 гг. за границей шла выработка программы партии, эту работу возглавил В.М. Чернов.

В 1905-1907 гг. в партию социалистов-революционеров входило немногим более 60 тыс. человек. Это были в основном сельская и городская интеллигенция, студенты. В руководящем ядре партии преобладали профессиональные революционеры.

Эсеровская программа, как и социал-демократическая, предусматривала свержение самодержавия, установление демократической республики, значительное расширение прав рабочих. Буржуазию эсеры считали реакционной силой. Аграрная программа эсеров содержала требование социализации земли, то есть отмены частной собственности на землю без выкупа, превращение её не в государственную собственность, а в общенародное достояние без права купли-продажи. Правом распоряжения землёй для её уравнительного распределения предполагалось наделить общины.

Отличались от социал-демократической программы и требования по национальному вопросу. Эсеры заявляли себя сторонниками федерации — широкой автономии для областей и общин как городских, так и сельских, а также для национальных регионов с признанием за ними права на самоопределение. Однако это право, вплоть до отделения, реально предусматривалось лишь для Польши и Финляндии.

В отличие от социал-демократов, эсеры признавали индивидуальный террор в качестве эффективного средства политической борьбы. Террор рассматривался эсерами как средство агитации и возбуждения общества, мобилизации революционных сил, сдерживания произвола правительственных властей.

2. Либеральные партии

Конституционно-демократическая партия

Учредительный съезд партии конституционных демократов (кадетов) проходил 12-18 сентября 1905 г. в Москве. Руководство партии отражало её социальный состав. В него входили учёные, адвокаты, общественные деятели и чиновники, крупные землевладельцы и предприниматели. Среди лидеров кадетов были братья князья Павел и Петр Долгоруковы, князь Д.И. Шаховской, академик В.И. Вернадский, профессор С.А. Муромцев и др. Признанным руководителем партии являлся выдающийся учёный-историк П.Н. Милюков.

Кадеты заявляли об общенародном, внеклассовом характере своей организации, подчёркивали, что она выражает насущные потребности развития страны. Программа партии предусматривала отмену сословных различий и установление равенства перед законом всех российских граждан вне зависимости от пола, вероисповедания и национальности. Основными требованиями были: свобода совести и вероисповедания, отделение Церкви от государства, отмена цензуры, свобода печати, собраний и союзов, неприкосновенность личности и жилища, свобода передвижения и выезда за границу.

Кадеты выступали за конституционное устройство государства в форме парламентской монархии — по образцу Англии. Предполагалось, что народное представительство, созданное путём всеобщих, прямых и равных выборов, будет наделено всей полнотой законодательной власти.

Аграрный вопрос кадеты намеревались решить путём отмены выкупных платежей, наделения малоимущих крестьян землёй за счёт государственных и монастырских владений, частичного принудительного отчуждения владений помещиков с государственной компенсацией им по «справедливой оценке». Программа кадетов по рабочему вопросу предусматривала предоставление рабочим права собраний, стачек и создания союзов, постепенное введение 8-часового рабочего дня, сокращение сверхурочных работ, запрет на привлечение к ним женщин и подростков и др.

Выступая за сохранение государственного единства России, кадеты признавали возможность автономного устройства Царства Польского и восстановления конституции Финляндии. Вместе с тем они отстаивали право на культурное самоопределение народов, включающее получение образования и ведение местного делопроизводства на родном для них языке. Кадеты отвергали и осуждали насильственные, вооружённые действия.

Союз 17 октября (октябристы)

Организационное оформление Союза 17 октября началось после издания Манифеста 17 октября 1905 г., в честь которого партия и была названа. В состав партии входили крупные предприниматели, финансисты, помещики. В её руководстве были представлены в основном выходцы из привилегированных сословий. Признанным лидером Союза стал А.И. Гучков.

Программа октябристов начиналась разделом о сохранении «единства и нераздельности Российского государства». Они, в противовес кадетам, отрицали возможность предоставления автономии отдельным частям империи, кроме Финляндии. Октябристы выступали за дальнейшие реформы сверху и установление в России конституционно-монархического строя с сохранением за монархом титула «самодержец». Вмешательство масс в политику они считали недопустимым. По рабочему и аграрному вопросам программа октябристов была близка к кадетской. В ней также признавалась необходимость введения демократических свобод и равноправия граждан.

3. Консервативные партии (правые)

Союзов и организаций консервативного или правого (черносотенного) направления насчитывалось несколько десятков. Наиболее крупными из них были Русское собрание, Русская монархическая партия, Союз русского народа и Русский народный союз имени Михаила Архангела. Черносотенные организации стали едва ли не самыми многочисленными среди партийных организаций разных направлений. Состав черносотенных партий был чрезвычайно пёстрым. В них входили дворяне, крестьяне, рабочие, мелкие торговцы и др.

В руководящих органах Союза русского народа и других правых партий преобладали дворяне, составлявшие две трети всех его лидеров. Председателем Союза русского народа в ноябре 1905 г. был избран сын полицейского, доктор медицины А.И. Дубровин. Широкую известность приобрёл В.М. Пуришкевич.

Полного единства во взглядах черносотенцев не было. В основе идеологии черносотенства лежала теория официальной народности («православие, самодержавие, народность»), сформулированная ещё при Николае I. Народное благо, по мнению правых, могло быть достигнуто лишь на основе единения царя с народом. Они были против изменения государственного строя, не признавали ограничения власти царя, в том числе и после принятия Манифеста 17 октября 1905 г. Черносотенцы отстаивали принцип единой и неделимой России, категорически не допускали самоопределения какой-либо нерусской нации. Одновременно они отстаивали идею о господствующей и первенствующей роли русского народа.

Национальный принцип был основным и в экономической части программы черносотенцев. Они требовали освобождения отечественных капиталистов от подчинения иностранным банкам и предпринимателям, принятия протекционистских мер. Представители Союза русского народа выступали за сохранение общины, хотя и предусматривали возможность выхода крестьян из общины и закрепления за ними земли.

Другим направлением деятельности правых партий была агитационно-пропагандистская работа. По стране широко распространялись черносотенные газеты («Русское знамя», «Вестник Русского собрания»), листовки, брошюры, осуждавшие революционное движение, призывавшие к погромам, патриотическим демонстрациям и поддержке самодержавия.

4. Реформа государственного строя

I и II Государственные думы. 23 апреля 1906 г. император утвердил новую редакцию «Основных законов Российской империи». Из них было исключено прежнее определение самодержавной власти как неограниченной. И хотя за императором сохранялись высшее государственное управление, руководство внешней политикой, право объявления войны и заключения мира, а также верховное командование вооружёнными силами, назначение высших чиновников, включая министров и др., никакой закон отныне не принимался без одобрения Думы. Её депутаты избирались на 5-летний срок. Дума имела право направлять запросы должностным лицам, выступать с законодательной инициативой, утверждать бюджет. Разработанный Думой законопроект должен был поступать в Государственный совет и только после его одобрения передаваться на утверждение императору.

Тронная речь Николая II на открытии I Государственной думы. 27 апреля 1906 г.

Рис. Тронная речь Николая II на открытии I Государственной думы. 27 апреля 1906 г.

Реформированный Государственный совет, превратившийся в верхнюю парламентскую палату, также получал право законодательной инициативы. Половина его членов назначалась императором, другая избиралась сроком на 9 лет. Законопроекты, не принятые обеими палатами, считались отклонёнными. Император имел право распустить Думу до истечения срока её полномочий.

Кроме того, «Основные законы» декларировали неприкосновенность личности, жилища и собственности; свободное избрание места жительства и занятий; права выезда за границу; приобретения имущества; права проводить мирные собрания, свободного выражения мнения, создания союзов и объединений.

Возникшая система мало походила на развитый парламентский строй, который существовал к тому времени в ряде европейских государств. Правительство назначалось монархом и несло ответственность только перед ним. Избирательные права населения заметно урезались, а Дума получала лишь ограниченные возможности воздействия на власть.

Выборы в I Государственную думу были не прямыми, не всеобщими и не равными. По избирательному закону от 11 декабря 1905 г. для выборов создавались четыре курии избирателей — землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. Избирательного права оказалась лишена значительная часть населения — женщины, военнослужащие, мужчины моложе 25 лет и др. Один выборщик приходился на 90 тыс. рабочих, 30 тыс. крестьян, 4 тыс. горожан и 2 тыс. землевладельцев. Это давало очевидные преимущества состоятельным слоям населения.

В марте 1906 г., когда прошли выборы в Думу, в стране всё ещё продолжались революционные выступления и мятежи. Большевики, эсеры и правые партии бойкотировали выборы. Преобладание в Думе получили сторонники либеральных взглядов. Это определило конфликт между парламентом и правительством. В результате 9 июля 1906 г. депутаты, явившиеся в Таврический дворец, где проходили их заседания, не были допущены в здание военным караулом. Дума была распущена.

II Государственная дума, открывшаяся 20 февраля 1907 г., по своему составу оказалась даже левее I Думы благодаря участию в выборах революционных партий, большевиков и эсеров.

Кадеты, задававшие тон в I Государственной думе, утратили главенствующие позиции. Исходя из печального опыта, они выдвинули лозунг «бережения» Думы, то есть призывали депутатов избегать ситуаций, чреватых досрочным роспуском народного представительства. Основным пунктом расхождений между правительством и Думой стал аграрный вопрос. Левые и либералы в Думе не могли отказаться от требований отчуждения в той или иной форме помещичьих земель. Особенно активно за безвозмездное распределение всех земель между крестьянами выступали трудовики — беспартийные депутаты, представлявшие крестьянство. Правительство же не шло в этом вопросе ни на какие уступки.

1 июня 1907 г. против членов социал-демократической фракции были выдвинуты обвинения в подготовке восстания с целью установления республики. Через два дня, 3 июня 1907 г., II Государственная дума была распущена и опубликован новый избирательный закон. В 2 раза уменьшалось число выборщиков от крестьян и рабочих, резко ограничивались избирательные права национальных меньшинств. Это событие вошло в историю как третъеиюнъ-ский государственный переворот. С роспуском II Думы революция завершилась. В стране возникла политическая система, получившая название третъеиюнъской монархии.

Правительству удалось силовыми методами справиться с революционным движением, однако было очевидно, что без коренных реформ, и прежде всего в аграрной сфере, обществу не удастся избежать новых потрясений.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем объяснить быстрый процесс возникновения партий в начале XX в.?
  2. Составьте и заполните таблицу «Политические партии России начала XX в.», в которой были бы отражены:
    • наиболее влиятельные партии, их лидеры, состав, численность;
    • идейно-политическая ориентация;
    • сравнительные взгляды различных партий по наиболее важным вопросам российской действительности;
    • методы достижения поставленных целей.
  3. Дайте анализ деятельности политических партий в Государственной думе.
  4. Сравните структуру высших органов государственной власти до и после создания Государственной думы.
  5. Сравните состав I и II Государственных дум. Какие изменения в нём произошли и почему?

 

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru