История России
Учебник для 11 класса

       

§ 48. Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950-1980-е гг.

  • Каковы были особенности социального и экономического развития стран Юга в первой половине XX в.?

1. Особенности модернизационных процессов в Индии

Развитие Индии после получения независимости протекало непросто. Единая прежде колония была разделена по религиозному признаку на два государства — индуистскую Индию и исламский Пакистан. Между Индией и Пакистаном немедленно началась война из-за спорных пограничных территорий — княжеств Джамму и Кашмир. Она прекратилась в 1949 г. после вмешательства ООН. Спорные земли были разделены между Индией и Пакистаном.

В 1950 г. в Индии приняли конституцию. Правящей партией стала ИНК, которую до своей смерти в 1964 г. возглавлял Дж. Неру, затем — его дочь И. Ганди, после — её сын Р. Ганди.

Условия, в которых Индии предстояло решать задачи модернизации, отличались крайней сложностью. Единый хозяйственный комплекс, сложившийся за время британского господства, оказался разорван. Многие важные для Индии предприятия и плодородные земли оказались на территории Пакистана, отношения с которым были напряжёнными. В Индии проживали сотни народностей, каждая со своей культурой, обычаями и традициями. В состав страны входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества.

Поэтому ИНК после освобождения страны проявлял большую осторожность в проведении преобразований. В то же время он пытался преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Согласно конституции 1950 г. уравнивались в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения).

Была подорвана основа феодальных порядков. Арендаторы получили возможность выкупа обрабатываемых ими земель. Землевладельцы лишались права собирать налоги с крестьянства. Однако правительство не разрушало традиционного сельского уклада. Сохранялись общины с их натуральным и полунатуральным хозяйством. Политика «зелёной революции» — внедрения самой передовой техники землепользования — позволила решить проблему самообеспечения страны продовольствием.

Бывшая собственность колониальных властей стала базой государственного сектора экономики. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные и военные предприятия, ирригационные сооружения. Индия использовала техническую помощь СССР — в частности, для создания металлургической промышленности.

В 1960-е гг. были национализированы крупнейшие банки, оптовая торговля, введены дополнительные ограничения на максимальный размер земельных владений. Государственные инвестиции направлялись в перспективные секторы экономики. Проводилась протекционистская политика, её цель состояла в защите отечественных производителей путём повышения пошлин на импортную продукцию.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии и Пакистане составляет всего 4,7 к 1, что близко к показателям Швеции.

В годы «холодной войны» Индия придерживалась политики неприсоединения, будучи одним из основателей этого движения. Тем не менее у неё сохранялись напряжённые отношения с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий, временами перераставшие в вооружённые конфликты, как, например, в 1965-1966 гг. В 1971 г. разразился кризис в Восточном Пакистане. Восстание в этой густонаселённой и одной из самых бедных в мире провинций вызвало многомиллионный приток беженцев в Индию. В ответ индийские войска заняли территорию Восточного Пакистана, который был провозглашён независимым государством Бангладеш.

В 1977 г. ИНК впервые проиграл выборы, лишившись власти. Это произошло после того, как его лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. Сельские избиратели расценили подобные шаги как покушение на традиционные устои жизни. С точки зрения правительства, подобные меры были необходимы, так как численность населения страны превысила 1 млрд человек. Утрата власти ИНК оказалась непродолжительной. В 1978 г. эта старейшая партия Индии раскололась. Часть её членов, во главе с И. Ганди, создала партию ИНК(И), добавив к её названию начальную букву имени лидера. В 1979 г. ИНК(И) вернул себе власть.

2. Исламский мир

В постколониальном развитии стран Ближнего Востока и Северной Африки наметилось два основных направления. Оба они так или иначе преследовали цели модернизации своих экономик и общественных отношений.

В ряде стран при активном участии военных свергались традиционные, монархические режимы, запятнавшие себя сотрудничеством с колонизаторами. В 1952 г. власть в столице Египта Каире захватила группа молодых офицеров во главе с ГЛ. Насером. Опиравшийся на поддержку англичан король Фарук отрёкся от престола. В 1956 г. Египет был провозглашён республикой. В 1958 г. революционно настроенные офицеры свергли проанглийский монархический режим в Ираке. После серии военных переворотов в 1970 г. Ирак был провозглашён народно-демократической республикой.

В бывших колониях Франции власть также перешла в руки патриотически настроенных военных. В Сирии после нескольких переворотов к власти пришли реформаторы. В 1958 г. Сирия объединилась с Египтом в единое федеративное государство — Объединённую Арабскую Республику (ОАР), президентом которой стал Г.А. Насер. Недовольство положением, при котором руководящие посты в администрации ОАР занимали египтяне, привело в 1961 г. к расторжению союза, но ориентация на реформы в Сирии сохранилась.

Ливия, бывшая итальянская колония, в 1951 г. стала независимым государством. Англия, Италия и США контролировали её политическое и экономическое развитие, создали там военные базы. Это привело к подъёму освободительной борьбы. В 1969 г. в результате революционного переворота монархия пала. В стране была провозглашена республика. К власти пришла группа военных во главе с М. Каддафи.

Первым шагом новых властей в освободившихся странах становилась национализация собственности иностранных компаний. Целью аграрных реформ было увеличение производства продовольствия. Ограничивался предельный размер землевладения, что подрывало влияние помещиков. Земли передавались в собственность арендаторам. Поощрялось создание сельскохозяйственных кооперативов. Внедрялись передовые технологии землепользования.

В ходе преобразований в исламских государствах сохранялась особая роль военных. Несмотря на частые перевороты, постепенно развивались гражданские формы общественной жизни. Военные лидеры становились руководителями политических партий. В Египте, Сирии и Ираке возникли партии арабского социалистического возрождения — БААС. Их члены разделяли левые убеждения — коммунистические, социал-демократические и национал-патриотические. В Ливии был создан возглавленный Каддафи Арабский социалистический союз, который, отвергнув капиталистический путь развития страны, выдвинул лозунг построения «исламского социализма».

Во внешней политике патриотически ориентированные режимы, как правило, искали себе союзников, не связанных с бывшими метрополиями. Большинство из них заключили договоры о дружбе и сотрудничестве с СССР. Советский Союз оказывал им техническую помощь в развитии энергетики, тяжёлой индустрии и военной мощи.

Другая модель развития исламских стран характеризовалась сохранением традиционных укладов — монархической формы правления, приверженности религиозным ценностям, тесного сотрудничества с бывшими метрополиями. К таким странам относились Саудовская Аравия, Иордания, Марокко, Иран, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ). К ним примыкали государства с военными или гражданскими режимами, экономически ориентировавшимися на страны Запада и получавшие от них военную помощь. Турция стала членом НАТО и ассоциированным членом Евросоюза. Пакистан участвовал в большинстве военных союзов, создававшихся США и Великобританией на Среднем Востоке в период «холодной войны».

Традиционалистские режимы также стремились к модернизации своих государств, особенно те из них, которые обладали большими запасами нефти. Эти страны не испытали подъёма массового освободительного движения. Все преобразования осуществлялись «сверху». Большая часть населения относилась к переменам пассивно или негативно.

Не всегда они завершались удачно. Так, в Иране политика модернизации осуществлялась шахским режимом при поддержке США. В 1960-1970-е гг. по темпам экономического роста (13-14% в год) Иран сравнялся с Японией в годы «экономического чуда». Строились центры современной индустрии, осуществлялись далеко идущие перемены. Внедрялась европейская система светского образования, были предоставлены равные права женщинам. В деревнях создавались фермерские, высокопроизводительные хозяйства. Проводившиеся мероприятия ломали традиционный, привычный уклад жизни. Несмотря на рост благосостояния части населения (знати, предпринимателей, городских средних слоёв), усиливалось недовольство, подогревавшееся шиитским духовенством. Массовое движение протеста под лозунгом возвращения к традиционным исламским ценностям и образу жизни охватило в 1979 г. всю страну. Шах вынужден был бежать за границу, власть перешла к исламскому религиозному руководству, Иран был провозглашён Исламской республикой. Её главой стал аятолла (духовный лидер мусульман страны) Хомейни. Основой политики Ирана стал фундаментализм — жизнь страны строилась на базе строжайшего соблюдения религиозных норм (законов шариата).

Значительное воздействие на ситуацию в исламском мире оказали арабо-израильские конфликты.

С момента создания государства Израиль (1948) вспыхнула война между ним и соседними арабскими странами, которые долгое время отрицали право Израиля на существование. В ходе этой войны Израиль оккупировал арабские земли Палестины, сотни тысяч человек стали беженцами. С приходом к власти в Египте и Сирии националистически ориентированных военных режимов, стремящихся с помощью СССР решить задачи развития, Израиль стал основным союзником США на Ближнем Востоке. Войны 1967 и 1973 гг. между Израилем и его соседями закончились поражением арабских стран.

Солидарность с арабским народом Палестины стала основой консолидации исламских стран. Даже те из них, которые в условиях «холодной войны» тяготели к союзу с США (Саудовская Аравия и Пакистан), весьма прохладно относились к Израилю. В 1972 г. ими была создана Организация исламская конференция (ОИК), учредителями которой стали 26 государств Северной Африки и Азии.

3. Особенности социально-экономического развития Латинской Америки

Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации и ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных для них обстоятельств.

В годы Второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Ведущие корпорации мира видели в Латинской Америке относительно безопасный и, благодаря обилию природных ресурсов, неосвоенных земель, выгодный район для вложения капиталов. Ведущая роль здесь принадлежала компаниям США. Если ущемлялись их интересы, Соединённые Штаты прибегали к прямому военному вмешательству для смены правящих фигур в латиноамериканских странах.

Серьёзным ударом по престижу США стал провал попыток свержения революционного правительства Ф. Кастро на Кубе. Соединённые Штаты были вынуждены скорректировать свою политику. В 1961 г. Д. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союз ради прогресса», на которую выделялось 20 млрд долларов. Цель этой программы, которую приняли 19 стран, состояла в оказании им помощи для решения назревших социально-экономических проблем. Это должно было предотвратить появление у СССР новых союзников на континенте.

Программа Д. Кеннеди помогла решению проблем модернизации, но не укреплению основ политической стабильности. Военные, диктаторские режимы, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свёртывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наёмных работников. Приоритетом становилась концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах и создание льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект.

Так, в крупнейшей стране Латинской Америки — Бразилии (население 160 млн человек) «экономическое чудо» пришлось на годы пребывания у власти военной хунты (1964—1985). Строились дороги, электростанции, развивалась металлургия, нефтедобыча. С помощью зарубежных корпораций, в частности, таких гигантов, как «Форд», «Фольксваген», «Дженерал моторе», в стране было налажено производство автомобилей, самолётов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировом рынке.

Благодаря усилиям военных режимов в области модернизации с 1960 по 1980-е гг. объём валового внутреннего продукта стран Латинской Америки возрос втрое. Бразилия, Аргентина, Чили достигли показателей среднего уровня развития. В то же время оставались весьма существенные различия между латиноамериканскими и развитыми странами. Относительно небольшой была прослойка лиц, относящих себя к «среднему классу». Большую проблему составляло имущественное неравенство.

При отсутствии традиции гражданского контроля над вооружёнными силами они представляли собой особую, относительно самостоятельную прослойку. К их числу следует отнести коррупцию в среде верхушки военных. Негативную роль играл типичный для диктаторских режимов правовой произвол, в том числе и в отношении представителей национальной буржуазии, мелких и средних собственников. В результате социальная база модернизации, проводившейся военными режимами, отсутствовала или была очень слабой. Покупательная способность большей части населения оставалась низкой. Не получающие выгод от модернизации слои населения считали политику её антинародной и подчиняющей экономику транснациональному, особенно американскому капиталу.

4. Перонизм и демократия в Латинской Америке

В Латинской Америке неоднократно предпринимались попытки создать широкий блок национально-патриотических сил, включающих трудящихся и национальную буржуазию, сочетать модернизацию с постепенным повышением уровня жизни населения. Первая и наиболее успешная такая попытка была предпринята в Аргентине полковником X. Пероном. Он захватил власть в результате переворота в 1943 г. При опоре на национальный профцентр — Всеобщую конфедерацию труда — X. Перон в 1946 г. одержал победу на всеобщих выборах. Представители профсоюзов, ставшие опорой новой, Перонистской партии, вошли в парламент и в правительство. При Пероне социальные права были включены в конституцию Аргентины, введены оплачиваемые отпуска, создана система пенсионного обеспечения. Выкупу или национализации подверглись железные дороги и связь. Был принят пятилетний план экономического развития, создавались стимулы для роста национального капитала. Однако в 1955 г. X. Перон был свергнут в результате военного переворота.

Опыт и идеи перонизма сохраняют популярность и в Аргентине, и в других странах Южной Америки. Им, в частности, пытался следовать президент Бразилии в 1950-1954 гг. Варгас, который, столкнувшись с угрозой переворота, покончил жизнь самоубийством.

Слабость демократических режимов в Латинской Америке объяснялась многими причинами. Будучи зависимы от голосов избирателей и поддержки профсоюзов, они стремились в первую очередь повышать уровень жизни. В известной мере это удавалось. В среднем в послевоенный период зарплата в промышленности латиноамериканских стран увеличивалась на 5-7% в год. Однако бюджетных средств для проведения активной социальной политики не хватало. Поэтому левые правительства, особенно С. Альенде в Чили в 1970-1973 гг., увеличивали налоги на предпринимателей, национализировали прибыльные предприятия, экономили на военных расходах.

Эти акции неизбежно становились причиной недовольства зарубежных компаний, которым принадлежало около 40% промышленности стран Латинской Америки и связанных с ними предпринимательских кругов. С другой стороны, правительства не могли удовлетворять постоянно растущие социальные запросы широких слоёв населения, что вызывало рост забастовочного движения.

В конечном счёте жёсткое экономическое и политическое давление извне, рост внутренних противоречий ставили общество на грань гражданской войны. Это побуждало армию, как правило, с одобрения правящих кругов США, брать ситуацию под свой контроль. Так, хорошо известна роль ЦРУ в организации военных переворотов в Бразилии в 1964 г. и в Чили в 1973 г.

Переворот в Чили, приведший к власти генерала А. Пиночета, был наиболее кровавым в послевоенной истории латиноамериканских стран. С. Альенде погиб в ходе боя за президентский дворец. Центральный стадион в столице Чили — Сантьяго был превращён в концлагерь, тысячи человек, активистов левых сил, профсоюзного движения были казнены, около 200 тыс. были вынуждены бежать из страны.

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризуйте особенности модернизации в Индии. На какие слои населения опиралась правящая партия в этой стране и почему?
  2. В чём состояла суть конфликта между Индией и Пакистаном?
  3. Какие две тенденции были характерны для послевоенного развития стран Исламского мира? Выделите основные черты каждой из них в области социальных отношений, политики и экономики.
  4. Какие силы были главным двигателем модернизационных процессов в странах Латинской Америки? Почему социальная база модернизации оставалась там узкой?
  5. Почему при диктаторских режимах латиноамериканским странам удалось добиваться значительных экономических успехов, а при демократических экономическое развитие замедлялось?
  6. Выделите общие и особенные черты в развитии стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Индии в 60-80-е гг. XX в.

 

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru