История России
Учебник для 11 класса

       

§ 43. Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки

  • Какие проявления кризисных явлений наблюдались в конце 1970-х гг.? Чем они были вызваны?

Ставшее очевидным замедление темпов экономического развития знаменовало собой признаки наступления кризиса в развитии советской социально-экономической модели. Ситуация усугублялась всё время возраставшими военными расходами и активной материальной помощью союзникам по всему миру, ложившимися тяжким грузом на бюджет СССР.

1. Политика Ю.В. Андропова

Со смертью в 1982 г. Л.И. Брежнева Генеральным секретарём ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов. Как бывший руководитель КГБ Андропов лучше других лидеров представлял себе реальное положение в стране. Впервые стало публично признаваться, что в советском обществе, в том числе и в сфере межнациональных отношений, существуют серьёзные проблемы. Единственный выход виделся в ужесточении политики, расширении борьбы как с инакомыслием, так и со злоупотреблениями в хозяйственной сфере.

По инициативе Андропова принимались меры по контролю за соблюдением трудовой дисциплины, повысилась требовательность к руководящим кадрам. Началась борьба с коррупцией в высших эшелонах власти. Во взяточничестве и хищениях были уличены высокопоставленные чиновники, в том числе министр внутренних дел Н.А. Щёлоков (после его осуждения на Пленуме ЦК 14 июня 1983 г. он застрелился) и его заместитель — Ю.М. Чурбанов, зять Л.И. Брежнева. МВД подверглось реорганизации, около 100 тыс. его сотрудников было уволено, места многих из них заняли работники КГБ. Лишились своих постов 18 министров, 37 первых секретарей обкомов партии.

Полному разгрому подверглось руководство Узбекистана, где наряду с прочими злоупотреблениями обнаружились многомиллиардные приписки по производству хлопка, позволявшие получать и расхищать огромные средства за непроизведённую продукцию. Руководитель Компартии Узбекистана Ш.Р. Рашидов покончил жизнь самоубийством.

Далеко не все материалы о вскрывшихся злоупотреблениях предавались гласности. В то же время по настоянию Андропова многие из них всё же публиковались. В частности, большой резонанс вызвали сведения о крупных хищениях, приписках и иных злоупотреблениях в системе московской торговли, осуществлявшихся с ведома и при покровительстве высших чиновников. Именно тогда, в 1983 г., в прессе появился термин мафия, применительно к советской действительности означающий сращивание криминального мира с властными структурами.

Значительная часть общества позитивно восприняла начавшиеся перемены, особенно смещение и привлечение к ответственности многих должностных лиц, ранее казавшихся неуязвимыми. Это создало благоприятный для правящей партии фон ужесточения мер борьбы с инакомыслием. В частности, широко использовались практиковавшиеся и ранее методы направления людей, взгляды которых вызывали недовольство у партийных и государственных деятелей, на принудительное психиатрическое лечение. Началась кампания контрпропаганды, призванная убедить граждан страны, что источником всех проблем в обществе являются внешние, враждебные ему силы, прежде всего США.

С целью ускорения научно-технического прогресса предполагалось ввести государственную аттестацию качества продукции. Однако ухудшение состояния здоровья Ю.В. Андропова помешало ему реализовать эти планы. После смерти Ю.В. Андропова в феврале 1984 г. пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял престарелый и больной К.У. Черненко. Начатая при Андропове кампания борьбы за укрепление трудовой дисциплины, требовательности к руководителям оказалась свёрнута. В то же время никаких новых инициатив не выдвигалось. В сложившихся условиях даже у членов ЦК КПСС возникло убеждение в необходимости перемен.

2. Приход к власти М.С. Горбачёва

В 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран М.С. Горбачёв. В отечественной истории М.С. Горбачёву досталась трудная роль реформатора. Хотя не все его действия были последовательными и продуманными, он бросил вызов сложившейся структуре власти. Ему удалось вывести реформы за рамки частичных, косметических мер, способных лишь продлить агонию старой системы.

Первые же выступления нового лидера привлекли к нему симпатии общественности. Он откровенно говорил о существовании в обществе серьёзных проблем, на пресс-конференциях не уходил от острых вопросов, был открыт для общения с рядовыми гражданами. Последовало официальное признание того, что по темпам освоения достижений научно-технического прогресса, уровню жизни и потребления большинства населения Советский Союз существенно отстаёт от США и других высокоразвитых стран.

Начальные шаги М.С. Горбачёва шли в общем русле мер, предпринятых ещё Ю.В. Андроповым. Возобновилась борьба с коррупцией и бюрократизмом в аппарате власти. Высшее звено правящей элиты стремительно обновлялось. К 1987 г. по возрасту или в связи с допущенными злоупотреблениями властью была заменена большая часть назначенных при Брежневе членов Политбюро, более половины руководителей парторганизаций областей, членов ЦК КПСС.

М.С. Горбачёв

Рис. М.С. Горбачёв

Основой экономических программ стала стратегия ускорения, то есть использование всех имеющихся резервов для повышения производительности труда. Предполагалось сконцентрировать ресурсы для проведения модернизации производства, значительно расширить выпуск машин и оборудования. Поставленные цели планировалось достичь, ужесточая трудовую дисциплину, повышая ответственность руководителей предприятий за хозяйственные нарушения. Вводилась система государственной приёмки — вневедомственного контроля за качеством выпускаемой продукции. Началась кампания борьбы с пьянством.

На деле экономические результаты политики ускорения оказались минимальными. Темпы роста национального дохода и производительности труда были ниже, чем в годы пятилетки 1981—1985 гг., а дефицит государственного бюджета с 1985 по 1986 г. увеличился втрое. Быстро росла внешняя задолженность.

Причины провала стратегии ускорения объяснялись многими факторами. На мировом рынке упали цены на нефть и нефтепродукты, экспорт которых был важной статьёй пополнения бюджета. Прибегнув к замене нефтедолларов внешними займами, советское правительство постепенно втянуло страну в долговую кабалу. К 1990 г. задолженность СССР достигла 57,6 млрд долларов. Необходимость погашения долгов и выплаты процентов по ним легла тяжким бременем на экономику.

Огромный урон нанесла антиалкогольная кампания. Пришла в упадок винодельческая отрасль, было вырублено около 30% виноградников. Бюджет ежегодно недополучал 40-50 млрд рублей, которые ранее поступали за счёт продажи вино-водочной продукции. Огромные масштабы получило самогоноварение. Из магазинов исчезли сахар, дешёвые конфеты и иные продукты, с помощью которых варили самогон. Резко возросло количество отравлений некачественными спиртосодержащими продуктами, увеличилось потребление наркотиков. Необходимость выстаивать огромные очереди, чтобы приобрести спиртные напитки на праздники, свадьбы и похороны, вызывала недовольство людей.

Хозяйственные руководители, привыкшие опираться на теневой рынок для выполнения планов, испугались осуществлявшихся мер по наведению порядка. Начал сокращаться теневой бартерный обмен между предприятиями и регионами.

Большой урон бюджету нанесла авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., ликвидация последствий которой потребовала огромных расходов. Сама эта катастрофа была продуктом политики ускорения. Её непосредственной причиной послужили попытки сотруд- Очереди за продуктами ников электростанции повысить производительность реакторов. Однако серьёзность аварии власти признали не сразу, что сказалось на здоровье десятков миллионов человек.

Радиоактивное облако взрыва оставило след во многих районах Украины, Белоруссии и России. Население города Припять (40 тыс. человек) и 186 сёл пришлось полностью эвакуировать. Радиоактивному загрязнению подверглось около 10,9 млн га сельскохозяйственных угодий наиболее плодородных и развитых районов страны.

3. По пути экономических реформ

Неблагоприятная ситуация в экономике подтолкнула руководство КПСС к поиску новых решений. В обществе развернулась широкая дискуссия о путях реформирования сложившейся экономической системы.

В сфере экономики речь шла о расширении самостоятельности государственных предприятий, введении элементов рыночных отношений. Аргументом в пользу этой политики был опыт нэпа. Предполагалось, что реформы пробудят заинтересованность предприятий во внедрении новых технологий, создадут стимулы к повышению производительности труда, легализируют теневой рынок, позволив ему действовать в установленных государством рамках.

В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчёт. Им предоставлялось право самим находить себе поставщиков, закупать сырьё и после выполнения обязательного государственного заказа (около 85% стоимости производства) реализовывать продукцию, в том числе и на зарубежных рынках. Намечалось создание предприятий с участием иностранного капитала. Законом предусматривались льготные условия их деятельности. Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей, контролировать администрацию.

В 1988 г. были приняты законы, разрешающие создание кооперативов и индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность. Сельские труженики могли выходить из колхозов и создавать фермерские хозяйства. Следующим этапом стало лишение райкомов и обкомов КПСС хозяйственных функций, им запрещалось вмешиваться в работу предприятий.

Результаты реформ оказались далеки от ожидаемых. Экономическое положение страны быстро ухудшалось. С 1988 г. начало сокращаться аграрное производство, с 1990 г. — промышленное. Спад производства валового национального продукта (ВНП) превысил 11%. К 1989 г. дефицит бюджета составил 10% ВНП. Государственный долг (внешний и внутренний) достиг двух третей ВНП. Впервые за историю существования плановой экономики власти признавали существование инфляции (по официальным, заниженным данным она составила 2-4% в год). Резко обострилась проблема нехватки товаров первой необходимости.

Из книги М.С. Горбачёва «Жизнь и реформы»

Под напором популистских требований явно преждевременно, до создания нового экономического механизма, пошли на отмену контроля за соотношением производительности труда и заработной платы, что привело к необоснованному росту денежных доходов. Были приоткрыты (через кооперативы) каналы превращения безналичных денег в наличные. В надежде на рост производства в будущем стали допускаться излишества в принятии различного рода социальных программ. В обращение хлынул поток излишних денег, который привёл потребительский рынок (и без того довольно скудный) в состояние неустойчивости. Из продажи стали исчезать то сахар, то табачные изделия, то мыло, то стиральные порошки. Массовый характер приобрели факты необоснованного завышения цен на товары первой необходимости, что вызвало законное возмущение потребителей.


Как М.С. Горбачёв объясняет причины резкого ухудшения социально-экономического положения страны в конце 1980-х гг.? Выскажите своё мнение о протекавших в экономике процессах.

Для преодоления дефицита и насыщения рынка товарами народного потребления предполагалось использовать конверсию — перевод части военных предприятий на выпуск гражданской продукции. Улучшение отношений со странами Запада действительно позволило сократить объём военных заказов. Однако вскоре выяснилось, что конверсия требует огромных средств и времени. Поэтому больших результатов она не дала.

Не оправдались и надежды на зарубежные инвестиции. Советскому Союзу предоставлялись займы, но в целом предприниматели стран Запада не желали рисковать, вкладывая деньги в нестабильную экономику.

Теневой рынок отнюдь не прекратил своего существования. Предприятия получили ограниченную экономическую самостоятельность, но в стране ещё не было создано инфраструктуры свободного рынка торговли основными фондами. Отсутствовали законы, регулирующие деятельность стихийно возникавших товарных бирж и обеспечивающие государственный контроль за ними. Складывавшиеся посреднические структуры в большой мере контролировались криминалитетом.

Предприятия оставались в собственности государства и в критической ситуации всегда могли рассчитывать на его поддержку. Процедура же банкротства в случае их неэффективности не предусматривалась.

В стране создалась ситуация полной безответственности. Многие руководители использовали нарастающий хаос для личного обогащения. Под видом кооперативной продукции (цены на неё не регламентировались законом) перепродавались товары массового спроса, произведённые в рамках государственного заказа. Цены быстро росли, увеличивалась инфляция. Отсутствовала заинтересованность во внедрении новых технологий и повышении производительности труда.

Фермерское хозяйство получило ограниченное развитие. Фермерам доставались худшие угодья, их обирала администрация, им мешали приобретать технику и удобрения. В 1989 г. по стране прокатилась волна забастовок, наиболее решительно и организованно выступили шахтёры.

В декабре 1990 г. глава правительства Н.И. Рыжков признал провал политики перестройки в экономике и подал в отставку. Учёные предложили несколько вариантов вывода страны из кризиса.

В частности, экономисты С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский выступили с программой «500 дней». Её авторы исходили из того, что сочетание централизованного планирования и элементов рыночной экономики при нечёткости правовой базы её регулирования ведёт к катастрофическим результатам. Выдвигалась цель ускоренного, последовательного перевода экономики на рыночные отношения.

Однако был принят наиболее консервативный вариант экономической политики. Возглавивший правительство B.C. Павлов настоял на проведении денежной реформы. Она сопровождалась значительным повышением цен. Из-за их роста произошло резкое падение уровня жизни граждан. Начался подъём забастовочного движения. Кризис потребления, связанный с отсутствием у основной массы населения средств на приобретение товаров первой необходимости, сочетался с кризисом производства и торговли: прилавки магазинов были пусты.

Экономические сложности были тесно связаны с обострившимися в конце 1980-х гг. политическими проблемами, а также с трениями между союзными республиками, в том числе между Россией и союзным центром власти.

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризуйте политику Ю.В. Андропова. Насколько, на ваш wJ взгляд, предпринятые им меры могли быть успешными, если бы его деятельность продлилась дольше?
  2. Сравните политику Ю.В. Андропова и М.С. Горбачёва.
  3. Что вы понимаете под термином «ускорение» в политике М.С. Горбачёва? Почему оно не принесло ожидаемого результата? Могло ли ускорение при ином стечении обстоятельств привести к позитивным сдвигам в развитии советского общества?
  4. Составьте тезисы ответа по теме «Сущность экономических реформ в годы перестройки».
  5. Сравните мероприятия перестройки с экономическими реформами 1960-х гг.
  6. Назовите факторы, действующие в разных сферах общественной жизни, которые препятствовали перестройке. Можно ли назвать их факторами объективного характера?

 

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru