История России
Учебник для 11 класса

       

§ 37. Расширение системы социализма: Восточная Европа и Китай

  1. Как вы думаете, что обеспечило популярность социалистических идей в мире после Второй мировой войны?
  2. Всегда ли выбор социалистической модели развития той или иной страной был добровольным?

В 1950-е гг. в СССР для обозначения государств, избравших советскую модель развития, использовалось такое понятие, как «социалистический лагерь». К нему причислялись страны, провозгласившие курс на строительство социализма и возглавлявшиеся компартиями. В 1960-е гг. для обозначения союзных СССР стран использовался термин «социалистическое содружество». Наиболее значительное место среди них в первые послевоенные годы занимали страны Восточной Европы и Китай.

1. Восточная Европа в орбите влияния СССР

С разгромом фашизма к власти в большинстве восточноевропейских стран пришли коалиционные правительства. В них были представлены партии антифашистской ориентации (коммунисты, социал-демократы, либералы и т.д.). Первые преобразования носили общедемократический характер, были направлены на искоренение остатков фашизма, восстановление разрушенной войной экономики. Проводились аграрные реформы, направленные на ликвидацию помещичьего землевладения. Часть угодий передавалась беднейшим крестьянам, часть переходила государству, которое создавало крупные хозяйства.

С обострением противоречий между СССР, США и Великобританией и началом «холодной войны» в странах Восточной Европы произошла поляризация политических сил. В 1947-1948-е гг. все, кто не разделял коммунистических взглядов, были вытеснены из правительств.

Переход власти к коммунистам произошёл мирным путём, без гражданской войны. Этому способствовал ряд обстоятельств. Авторитет коммунистов, завоёванный ими в годы борьбы с фашизмом, был довольно высок. У них наладилось тесное сотрудничество с другими левыми партиями, в ряде стран им удалось объединиться с социал-демократами. Созданные коммунистами избирательные блоки на послевоенных выборах получили от 80 до 90% голосов (в том числе и в таких странах, как Албания и Югославия, на территории которых почти не было советских войск). В 1947 г. король Румынии Михай отрёкся от престола в 1948 г. Президент Э. Бенеш в Чехословакии вынужден был уйти в отставку. Его сменил К. Готвальд, руководитель компартии.

Просоветские режимы в восточноевропейских странах получили название «народно-демократических». Во многих из них сохранились остатки многопартийности. Тем не менее за основу модели преобразований был взят советский путь развития. К началу 1950-х гг. банки и большая часть промышленности перешли в собственность государства (мелкий бизнес, да и то в крайне ограниченных масштабах, сохранился лишь в сфере обслуживания). Повсюду (кроме Польши и Югославии) было проведено обобществление сельского хозяйства. Важнейшей задачей для преимущественно аграрных восточноевропейских стран считалось проведение индустриализации, прежде всего развитие энергетики, добывающей и тяжёлой промышленности. В ГДР, которая ранее была индустриально развитой, первоочередной задачей стало восстановление промышленности и компенсация ущерба, нанесённого разрывом экономических связей с Западом Германии.

С использованием опыта СССР осуществлялась культурная революция — ликвидировалась неграмотность, вводилось всеобщее бесплатное среднее образование, создавались высшие учебные заведения. При этом ограничения доступа в них по классовому признаку, как в Советском Союзе 1920-х гг., не было. Развивалась система социальной защиты (медицинского, пенсионного обеспечения).

Следует отметить, что эта политика, осуществлявшаяся при помощи СССР, привела к ощутимым экономическим успехам. К 1950 г. объём производства ВВП в странах Восточной Европы, как в абсолютном выражении, так и на душу населения, по сравнению с 1938 г., удвоился. К этому времени большинство стран Западной Европы лишь восстановили довоенный уровень развития.

В то же время во взаимоотношениях СССР и его союзников, в их внутреннем развитии уже в первые послевоенные годы наметились определённые проблемы. Формально восточноевропейские страны считались независимыми, суверенными государствами. Но в 1947 г. было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро, или, как его называли на Западе, Коминформ). В него вошли правящие партии стран Восточной Европы, а также компартии Франции и Италии. Фактическое руководство ими и «братскими странами» начинает осуществляться методами Коминтерна, централизованно.

Ответом СССР на попытки проявления самостоятельности стал разрыв отношений с Югославией. Информбюро призвало югославских коммунистов к свержению режима Тито, который был обвинён в переходе на позиции буржуазного национализма. Преобразования в Югославии шли так же, как в соседних странах. Экономика находилась в собственности государства, монополия на власть принадлежала коммунистической партии. Тем не менее режим И. Тито, вплоть до смерти Сталина, определялся как фашистский.

По странам Восточной Европы в 1948-1949 гг. прокатилась волна расправ над теми, кого подозревали в симпатиях к идеям лидера Югославии. При этом, как ранее и в СССР, в число «врагов народа» попали представители независимо мыслящей интеллигенции, деятели коммунистических партий, неугодные их лидерам. В Болгарии, после смерти лидера компартии Г. Димитрова, также утвердилась линия враждебности к Тито. В восточноевропейских странах начала внедряться система воспитания граждан (особенно молодого поколения) в духе верности идеям правящих партий. Искоренялось всякое инакомыслие.

Из воспоминаний М. Джиласа,
члена ЦК компартии Югославии

Сталин преследовал две цели. Первая — подчинить Югославию и через неё всю Восточную Европу. Был и другой вариант. Если не получится с Югославией, то подчинить Восточную Европу без неё. Второй у него получился <...>

Об этом нигде не писалось, но я помню из доверительных бесед, что в странах Восточной Европы — в Польше, Румынии, Венгрии — была тенденция к самостоятельному развитию <...>

В 1946 г. я был на съезде чехословацкой партии в Праге. Там Готвальд говорил, что уровень культуры Чехословакии и Советского Союза различный. Он подчёркивал, что Чехословакия — промышленно развитая страна и социализм в ней будет развиваться иначе, в более цивилизованных формах, без тех потрясений, которые были в Советском Союзе, где индустриализация преодолевала очень тяжёлые этапы. Готвальд выступал против коллективизации в Чехословакии.

В сущности, его взгляды не очень отличались от наших.

Готвальду не хватило характера для борьбы со Сталиным. А Тито был сильным человеком <...> Димитров тоже думал о самостоятельном развитии.


Как вы думаете, почему стремления лидеров компартий восточноевропейских стран к самостоятельному развитию подавлялись руководством СССР?

2. Первые симптомы кризиса в Восточной Европе

Недовольство репрессиями и идеологическим диктатом в Восточной Европе постепенно нарастало. Впервые оно проявилось в ГДР, где успехи в восстановлении экономики были весьма скромными по сравнению с Западной Германией. После смерти И.В. Сталина в 1953 г. в ГДР начались демонстрации под лозунгами улучшения материального положения и изменения политического режима. Они сопровождались захватом правительственных и партийных учреждений. В подавлении этих выступлений приняли участия советские войска.

Разоблачение культа личности Сталина XX съездом КПСС, роспуск Информбюро и восстановление отношений между СССР и Югославией в 1956 г. породило в восточноевропейских странах надежду, что советское руководство откажется от жесткого контроля над их внутренней политикой.

В новых условиях в восточноевропейских странах начали выдвигаться требования прекращения репрессий, отставки выдвинутых и поддерживавшихся И.В. Сталиным руководителей правящих партий. В большинстве государств смена руководства прошла мирно. Однако в Польше не обошлось без забастовок рабочих, протестовавших против снижения зарплаты. Наиболее острая ситуация сложилась в Венгрии. В 1956 г. массовые митинги в столице Будапеште с требованием отстранения сталинистов от власти переросли в национально-демократическую революцию. По стране прокатилась волна расправ с коммунистами, сотрудниками органов госбезопасности. Возглавивший правительство и правящую партию И. Надь не возражал против восстановления многопартийности, заявил о выходе Венгрии из Организации Варшавского договора и потребовал вывода с её территории советских войск. СССР, ссылаясь на просьбу «группы руководителей», вмешался в события в Венгрии. Будапешт был взят штурмом, более 200 тыс. человек бежали из страны.

Кризис в Венгрии оказал большое влияние на советское руководство. Оно не только приостановило процесс десталинизации в СССР, но стало с большой подозрительностью относиться к идее любых перемен в восточноевропейских странах. Нежелание терпеть какие-либо перемены в Восточной Европе советское руководство вновь продемонстрировало в 1968 г. Попытка перехода к «социализму с человеческим лицом», предпринятая в Чехословакии, также была пресечена вооружённой силой. В стране, где появилась гласность, начали складываться независимые политические партии, обсуждались перспективы проведения экономических реформ, вступили войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Реформаторы были смещены со всех партийных и государственных постов, многие из них оказались в эмиграции.

Советские танки на улицах Праги. 1968 г.

Рис. Советские танки на улицах Праги. 1968 г.

После событий в Чехословакии была сформулирована концепция, обосновывающая «право» СССР осуществлять военные вмешательства во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору. Она получила в странах Запада название «Доктрина Брежнева».

Не лучшим образом складывались отношения СССР с Югославией. За годы «отлучения» от социализма эта страна наладила экономические связи с государствами Запада. Она не входила в советскую систему союзов, считая себя неприсоединившимся государством. После восстановления отношений Югославия вновь стала признаваться страной социализма. Однако экономические эксперименты с хозяйственной самостоятельностью предприятий, более высокая степень идеологической свободы, чем это допускалось в СССР, вызывали у его лидеров раздражение. Модель развития Югославии неоднократно подвергалась критике со стороны советских идеологов и их союзников в Восточной Европе.

3. СССР и Китай: от союза к противостоянию

1 октября 1949 г. с победой коммунистов в гражданской войне в Китае было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР). Остатки войск гоминьдана отступили под прикрытием американского флота на остров Тайвань.

Председателем созданного в КНР правительства стал Мао Цзэ-дун. Политический режим, утвердившийся в Китае, назывался «демократической диктатурой народа». В стране началась аграрная реформа. Земли помещиков, монастырей, собственников, не обрабатывавших их самостоятельно, а также их скот и инвентарь были распределены между крестьянами на уравнительной основе. Земля, её недра, леса и т.д. стали собственностью государства. Особое внимание уделялось развитию системы образования, строительству железных дорог, предприятий тяжёлой индустрии.

Эти меры соответствовали историческим традициям деятельности центральной власти Китая прежних веков. Они встретили поддержку большинства крестьянства, составлявшего свыше 80% населения страны. Но затем руководство КНР взяло курс на строительство социализма по примеру СССР и вступило на путь создания коллективных хозяйств в деревне. Осуществлялась национализация промышленных предприятий и банков, экономика почти полностью перешла под контроль государства.

Присоединение Китая, самой населённой страны мира, к «социалистическому лагерю» рассматривалось советскими лидерами как важнейший фактор, меняющий соотношение сил на международной арене в его пользу. В 1950 г. между Китаем и СССР был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Советский Союз передал Китаю город Порт-Артур, на льготных условиях предоставлялись кредиты. Оказывалась помощь в перевооружении армии, создании тяжёлой промышленности, в частности машиностроения и автомобилестроения. Для народного хозяйства Китая в СССР готовились кадры. Советские специалисты работали на китайских предприятиях.

В середине — конце 1950-х гг. отношения между СССР и Китаем постепенно начали ухудшаться. Отчасти это было связано с развенчанием культа личности И.В. Сталина в 1956 г. XX съездом КПСС. Мао Цзэдун считал, что КПСС не имела права единолично оценивать деятельность Сталина — лидера всего коммунистического движения. Мао Цзэдун был также недоволен тем, что Советский Союз отказался передать Китаю технологию производства ядерного оружия. Любые шаги по улучшению советско-американских отношений воспринимались как предательство интересов Китая.

4. «Большой скачок» и культурная революция

В 1958 г. по инициативе Мао Цзэдуна была принята стратегия «большого скачка». Намечалось в кратчайший срок обогнать СССР по основным показателям развития. Был выдвинут лозунг «Три года упорного труда — десять тысяч лет счастливой жизни».

На базе обобществления всей собственности крестьянства создавались аграрные коммуны, вводилось уравнительное распределение произведённой продукции. Под страхом наказания трудящиеся были обязаны работать с полной отдачей сил при минимальном обеспечении продовольствием, что означало перевод страны на казарменное положение. От коммун требовали не только аграрную, но и промышленную продукцию. По всему Китаю создавались примитивные печи для выплавки железа. Правда, низкое качество исключало возможность его использования.

Итоги «большого скачка» оказались катастрофическими. Если в 1950-е гг. среднегодовые темпы прироста производства ВВП составляли более 5%, то в 1960-е гг. они упали до нуля. Уже в 1959 г. Китай столкнулся с проблемой голода, от него погибли миллионы человек. В этом обвинили советских специалистов (в 1960 г. их отозвали из Китая), а также внутреннюю оппозицию. К ней были отнесены управленческие кадры, люди с высшим образованием (особенно полученным в СССР), интеллигенция, критиковавшая политику властей.

Для борьбы с оппозицией Мао Цзэдун использовал молодёжь — студентов, школьников, воспитанных в духе поклонения его идеям. Провозглашённая в 1966 г. «культурная революция» должна была искоренить в обществе «контрреволюционные элементы». Сформированные из молодёжи отряды хунвейбинов («красных охранников») при помощи армии громили школы, университеты, местные органы власти. Они заставляли свои жертвы каяться в преступлениях против идей Мао Цзэдуна. «Преступников» отправляли на «перевоспитание» в сельские коммуны.

Голод, спад промышленного производства, дезорганизованного «культурной революцией», сопровождались милитаризацией страны. В конце 1950-х гг. Китай создал собственное ядерное оружие. Он вёл подготовку к воссоединению с Тайванем силой. Территориальные споры с Индией по поводу Тибета привели в 1959 и 1962 гг. к вооружённым конфликтам на китайско-индийской границе.

Китай оказывал поддержку Северному Вьетнаму в борьбе против американского вмешательства в Юго-Восточной Азии. Однако территория КНР была закрыта для поставок помощи из СССР во Вьетнам по суше. В 1969 г. произошли вооружённые столкновения на советско-китайской границе. В Китае не скрывали, что считают войну с СССР реальной перспективой.

Китайские солдаты изучают идеи Мао Цзэдуна

Рис. Китайские солдаты изучают идеи Мао Цзэдуна

В 1971 г. КНР нормализовала отношения с США, которые согласились с тем, что Тайвань должен рассматриваться как неотъемлемая часть Китая.

На международной арене Китай стремился создать собственное коммунистическое движение, ориентирующееся на Пекин, подтолкнуть страны Азии и Африки к выбору китайской модели социализма. Принятие этой линии национально-освободительными силами Камбоджи привело к национальной трагедии. После свержения в 1975 г. проамериканского режима лидер «красных кхмеров» Пол Пот разрушил города, промышленность, отменил деньги. Все население Камбоджи было переселено в сельскохозяйственные коммуны, созданные по образцу китайских. Физически уничтожено было около 3 млн человек, примерно половина населения страны. В 1977 г. режим Пол Пота, надеясь на помощь Китая, начал войну против соседнего Вьетнама.

Со смертью Мао Цзэдуна в 1976 г. ситуация в Китае стала меняться, хотя влияние его последователей сказывалось ещё несколько лет. В 1979 г. армия Вьетнама разгромила силы «красных кхмеров» и вступила на территорию Камбоджи. Режим Пол Пота был свергнут, Камбоджа вернулась к нормальной жизни. Намереваясь «отомстить» Вьетнаму, Китай развернул против него боевые действия. Однако армия Вьетнама, имевшая опыт многолетней войны против США и южновьетнамского диктаторского режима, нанесла поражение агрессору. Это поражение привело к изменению внутренней, а затем и внешней политики КНР.

Вопросы для самопроверки

  1. Какими были итоги развития восточноевропейских государств в послевоенные годы? Почему темпы роста экономики в 1960-1970-е гг. у них падали?
  2. Какие события показали неустойчивость политических режимов в Восточной Европе 1950-1960-х гг.?
  3. Что представляла собой «доктрина Брежнева», каков был её основной идеологический и политический смысл?
  4. Дайте анализ внутренней политики Китая после Второй мировой войны. Охарактеризуйте сущность политического режима КНР.
  5. Расскажите о периоде советско-китайского сотрудничества. Почему отношения между СССР и КНР стали ухудшаться?
  6. Что представляли собой политика «большого скачка» и «культурной революции»? Каковы были их итоги?

Самостоятельная работа

Найдите в Интернете или печатных публикациях доклад Н.С. Хру-22 щёва на XX съезде КПСС. Ознакомьтесь с его текстом и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие претензии предъявлялись И.В. Сталину?
  2. Какие источники использовались для этого Н.С. Хрущёвым? Чей опыт прямо противопоставлялся методам управления страной, которые использовал Сталин?
  3. Из приведённых Н.С. Хрущёвым примеров нарушения «социалистической законности» выберите тот, который наиболее шокировал вас антигуманным отношением к людям. Как, по вашему мнению, такие случаи характеризовали установившийся в СССР социальный строй, официально провозглашавший построение коммунизма?
  4. Докажите, что массовые репрессии сталинских времён нельзя связывать лишь с «культом личности» Сталина.

 

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru