История России
Учебник для 11 класса

       

§ 34. Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия

  1. Почему странам Запада в послевоенные годы удалось избегать серьёзных экономических кризисов? Какую роль в этом сыграло создание смешанной экономики?
  2. Каковы основные черты в развитии политической жизни стран Запада и США в первые послевоенные десятилетия?

1. Становление «общества благосостояния» и смешанной экономики

К государствам евроатлантической цивилизации относятся такие страны, как США, Великобритания и её «белые» доминионы (Канада, Австралия), а также Франция. Военно-политическое сотрудничество этих стран после Второй мировой войны заложило основы более тесного союза. С принятием Германией и Италией после войны либерально-демократических принципов организации политической жизни рамки «евроатлантизма» ещё более расширились.

В 1960-1970-е гг. в «евроатлантических» странах и Японии сложилось общество, которое в Западной Европе называли «обществом благосостояния», в США — «всеобщего благоденствия». Хотя в разных странах оно имело свои особенности, к числу общих его признаков относились: значительная степень социальной защищённости трудящихся, высокий уровень жизни большинства населения, эффективная экономика и т.д.

Основой «общества благосостояния» было стабильное, относительно бескризисное развитие экономики. Ряд государств — ФРГ, Италия, Голландия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Финляндия — продемонстрировали то, что было названо «экономическим чудом». Это — продолжавшийся свыше десятилетия стабильный экономический рост (около 5% в год), значительное повышение уровня жизни, почти полное решение проблем бедности и безработицы. Наиболее эффективным было японское «экономическое чудо». Страна восходящего солнца достигла самых высоких темпов развития за всю историю человечества — более 10% роста производства ВВП в год (в конце XX в. они были превзойдены Китаем).

После Второй мировой войны доступные капитализму рынки сократились. Это произошло, во-первых, из-за значительного уменьшения торговли с вошедшими в социалистический лагерь странами Восточной Европы; а во-вторых, из-за кризиса колониальной системы, нарушившего отлаженные механизмы торгового обмена между колониями и метрополиями. В этих сложных условиях рыночная экономика смогла не только выжить, но и достигла новых рубежей развития. В странах евроатлантической цивилизации были проведены реформы, качественно изменившие состояние общества. Они были связаны с возрастанием роли государства в экономике, приданием ей социально ориентированного характера.

Повышению роли государства в экономике содействовали две мировые войны, потребовавшие от их участников предельного напряжения сил. Повсеместно вводилось централизованное распределение стратегических ресурсов, продовольствия и рабочей силы. Послевоенное восстановление экономики также требовало государственного вмешательства. В частности, необходимо было создать рабочие места для миллионов демобилизованных военнослужащих, обеспечить конверсию — перевод промышленности на мирные рельсы, выпуск гражданской продукции. Кроме того, в военное время сокращались инвестиции в экономику, что приводило к моральному и физическому износу оборудования.

В большинстве государств, кроме США, частный бизнес был не способен решить проблемы, возникшие после Второй мировой войны. В Великобритании у власти в 1945-1950 гг. находилась лейбористская партия во главе с К. Эттли. Она провела в жизнь широкую программу национализаций с выплатой компенсации бывшим собственникам. К государству перешли угольная, металлургическая и газовая промышленность, транспорт, системы связи, за его счёт осуществлялась их модернизация.

Такие же меры, даже в более широких масштабах, осуществлялись во Франции. Благодаря деятельности коалиционных правительств, в которых большую роль играли социалисты и коммунисты, за период 1954-1958 гг. в собственности государства оказалась почти вся угольная и газовая промышленность, 80% авиационной и 40% автомобильной. Всего же государству принадлежало около трети всего национального имущества. В итоге модернизации национализированных отраслей был обеспечен почти двукратный рост объёма выпуска промышленной продукции. Впоследствии государство помогло частным фирмам укрепить свою конкурентоспособность, что позволило создать «открытую экономику», отменить протекционистские меры. Затем, также при участии государства, стали создаваться крупные корпорации, способные действовать уже в масштабах интегрирующейся Европы.

В Италии в сложных послевоенных условиях государство взяло на себя защиту предприятий и банков от банкротств. Ведущую роль в экономике страны играла государственная корпорация ИРИ, сохранившаяся со времён Муссолини. Стоявшая у власти партия христианских демократов с 1950-х гг. разрабатывала среднесрочные общенациональные программы экономического развития и преодоления отсталости южных районов страны. В начале 1960-х гг. в собственность государства перешла электротехническая промышленность.

Итогом преобразований стало формирование в большинстве западноевропейских стран смешанной экономики. Частная собственность сохранялась, но многие банки и предприятия ведущих отраслей перешли в собственность государства и управлялись им на плановой основе. Система планирования отличалась от принятой в странах социализма. В СССР и Восточной Европе планы носили директивный характер (т. е. считались законом, обязательным к исполнению) и разрабатывались для всей экономики, охватывая все основные показатели её развития. В странах Запада планы были индикативными, то есть дающими лишь общие, приблизительные ориентиры развития с учётом возможных колебаний спроса и предложения. Они не были обязательными для частных крупных корпораций, среднего и малого бизнеса, действующих согласно принципам рынка. В то же время государство, используя рычаги налоговой политики, распределяя заказы, меняя проценты получения доходов по банковским вкладам (ставки учётного процента), влияло на частный сектор. Его побуждали снижать или увеличивать темпы прироста производства в зависимости от состояния рынка.

Складывающуюся в странах Запада систему смешанной экономики называли по-разному. Советские исследователи — государственно-монополистическим капитализмом. Один из ведущих американских экономистов Дж. Гэлбрейт — «новым индустриальным обществом».

2. Социально ориентированная рыночная экономика

Важнейшим источником стабильности в ведущих индустриальных странах стало формирование социально ориентированной рыночной экономики. Она складывалась в течение длительного времени, её становление потребовало пересмотра многих ранее существовавших воззрений.

В США основы социально ориентированной рыночной экономики были созданы в годы проведения «нового курса» Ф.Д. Рузвельта. После его смерти в апреле 1945 г. пост президента занял Г. Трумэн, выигравший президентские выборы 1948 г. Большая часть сторонников «нового курса» была выдворена из правительства. В то же время социальные программы получили дальнейшее развитие. Так, после демобилизации армии бывшим военнослужащим обеспечивались льготы при поступлении в высшие учебные заведения, кредиты на строительство собственного жилья и создание предприятий малого бизнеса. Г. Трумэн отстаивал идею проведения «справедливого курса», стремился достичь полной занятости, обеспечить малоимущих дешёвыми квартирами, повысить степень равноправия в обществе.

Дальнейшая активизация социальной политики произошла после того, как в 1960 г. президентом США был избран молодой демократ, 43-летний Дж. Кеннеди. Его программа «Новых рубежей» предполагала придать больший динамизм американскому обществу, вывести его на новый уровень развития. Особое внимание правительство Кеннеди уделило социальным программам, в частности совершенствованию систем здравоохранения и образования. Была поставлена цель полной ликвидации неграмотности. Начали осуществляться программы помощи населению районов, признанных зонами экономического упадка.

Дж.Ф. Кеннеди

Рис. Дж.Ф. Кеннеди

После трагической гибели Дж. Кеннеди в 1963 г. пост президента занял вице-президент, демократ Л. Джонсон. Он выиграл выборы 1964 г. под лозунгом создания «Великого общества» или «государства благоденствия», в котором не будет бедности, расового неравенства и нищеты. В 1964 г. был принят Закон о гражданских правах, который запрещал любые формы дискриминации на территории США. Программа Джонсона принесла значительные плоды. С 1960 по 1970 г. доля семей, живущих ниже официально установленного порога бедности, сократилась вдвое. Полному искоренению бедности помешала война во Вьетнаме.

При восстановлении экономики Западной Германии после Второй мировой войны также были проведены реформы, приведшие к созданию в этой стране социально ориентированной рыночной экономики. Преобразования связывают с деятельностью министра экономики в первом послевоенном правительстве ФРГ Л. Эрхарда. Правительство исходило из того, что тяготы восстановления должны равномерно распределяться среди всех слоёв населения, так как преодоление последствий войны является общенациональной задачей.

При проведении финансовой реформы 1948 г., стабилизировавшей германскую марку, пенсии и зарплаты обменивались в пропорции 1 : 1, половину банковских вкладов можно было обменять по курсу 1 : 10, временно замороженную вторую половину — по курсу 1 : 20. С учётом того, что вклады принадлежали в основном имущим, данная мера повышала степень социального равенства. Денежные обязательства банков были аннулированы, 9/10 долгов предприятий списывались. Единовременно получив наличность для выплаты зарплаты, далее предприятия должны были существовать за счёт реализации своей продукции. В 1951 г. был принят закон, внедривший практику социального партнёрства: представители профсоюзов получили до 50% мест в наблюдательных советах компаний ведущих отраслей горного дела и металлургии, затем появились так называемые рабочие акции, обеспечивавшие работникам корпораций долю в прибылях.

Принятые меры создали стимулы для наёмных работников к повышению производительности труда. Это и заложило основу германского «экономического чуда» — ускоренного развития 1950-1960-х гг., вернувшего Германии одно из ведущих мест в мировой экономике.

В других странах Западной Европы возрастающее значение также придавалось социальной политике. В основном удовлетворялись требования профсоюзного движения. В Англии лейбористы отменили принятый в 1927 г. закон, ограничивавший права профсоюзов. В 1948 г. вступили в силу законы о создании систем государственного страхования и здравоохранения, об увеличении пенсий. Начали осуществляться программы строительства муниципального жилья для малоимущих. Во Франции с 1950 г. вводится гарантированный минимум заработной платы, который с 1952 г. автоматически повышается с учётом индекса инфляции. Устанавливается 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными, минимальный отпуск увеличивается с двух до трёх недель.

Особая и, как принято считать, наиболее совершенная модель социально ориентированной экономики сложилась в Швеции. Впоследствии она была заимствована большинством Скандинавских стран.

Главными чертами «шведской модели», как её стали называть в 1960-е гг., стало сочетание развитой экономики с высоким уровнем потребления, занятости и самой совершенной в мире системой социального обеспечения. В стране не проводилось массовых национализаций, большинство предприятий и сейчас остаётся в частной собственности (около 90%). В то же время значительная часть производимого дохода перераспределяется государством. Уровень налога на высокие доходы составляет 70%.

Набережная Стокгольма

Рис. Набережная Стокгольма

В целом «шведская модель» в значительной мере подтвердила правильность идей Д. Кейнса — рост уровня жизни основной массы населения увеличил платёжеспособный спрос, который привёл к устойчивому росту экономики. Однако любая модель решения социальных проблем со временем начинает давать сбои и устаревает. Это может происходить в силу роста неудовлетворённых социальных запросов или исчерпания возможностей следования прежним курсом. Эти две причины, как правило, взаимосвязаны. По подсчётам экономистов развитых стран, социальная стабильность обеспечивается лишь тогда, когда уровень жизни основной массы населения на протяжении жизни одного поколения возрастает примерно вдвое.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему странам Запада в послевоенные годы удалось избегать Ш серьёзных экономических кризисов? Какую роль в этом сыграло создание смешанной экономики?
  2. В чём состояло отличие планирования в странах Запада от планирования в СССР?
  3. Почему возникла потребность к переходу со стороны государства к активной социальной политике? В чём она проявлялась? Каковы задачи и методы её реализации?
  4. Что такое социально ориентированная рыночная экономика? Что придаёт рыночной экономике социально ориентированный характер?
  5. Охарактеризуйте суть «шведской модели». Какие особенности она имела в сравнении с другими странами Запада?

 

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru