История России
Учебник для 11 класса

   

§ 1. Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития

  1. Приведите примеры влияния научных открытий на изменение облика мира. Какие из них сыграли наибольшую роль в жизни людей? Своё мнение обоснуйте.
  2. Какое место в мировой науке Нового времени заняли достижения российских учёных? Приведите примеры.

1. Ускорение научно-технического прогресса

XIX в. казался современникам воплощением неслыханного технического прогресса. Действительно, его начало ознаменовалось освоением силы пара, созданием паровых машин и двигателей. Они позволили осуществить промышленный переворот, перейти от мануфактурного производства к промышленному, фабричному. Вместо парусников, веками бороздивших морские просторы, на океанских путях появились пароходы, гораздо меньше зависевшие от ветра и морских течений. Страны Европы и Северной Америки покрылись сетью железных дорог, что содействовало развитию промышленности и торговли. XX в. ознаменовался быстрым расширением горизонтов научных знаний. Если в XIX в. для удвоения их объёма требовалось около 50 лет, то к концу XX в. этот срок сократился в 10 раз — до 5 лет.

Можно выделить следующие причины ускорения темпов научного развития.

  • Во-первых, наука накопила огромный фактический материал, результаты наблюдений и экспериментов многих поколений учёных. Была подготовлена почва для качественного скачка в осмыслении природных процессов. Научно-технический прогресс (НТП) XX столетия стал результатом всего предыдущего развития цивилизации.
  • Во-вторых, с развитием транспорта и связи наука стала если не по форме, то по сути интернациональной. Если в прошлом естествоиспытатели разных стран работали изолированно, нередко повторяли открытия друг друга, узнавали о достижениях коллег с опозданием на годы и десятилетия, то теперь учёные получили возможность использовать плоды научной мысли друг друга, дополняя и развивая собственные идеи.
  • В-третьих, важным источником приращения знаний явились исследования на стыках наук, грани между которыми ранее казались незыблемыми. С развитием химии она стала изучать физические аспекты химических процессов, химию органической жизни. Возникли новые научные дисциплины — биохимия, геохимия, нефтехимия, химическая физика и т.д. Научные прорывы на одном направлении исследований вызывали цепную реакцию открытий в смежных областях.
  • В-четвёртых, научный прогресс, связанный с приращением теоретических знаний, сблизился с техническим прогрессом. Он подразумевал совершенствование орудий труда и появление качественно новых видов выпускаемой продукции.

В прошлом технический прогресс обеспечивался за счёт усилий практиков, изобретателей-одиночек, вносивших усовершенствования в то или иное оборудование. Их открытия нередко утрачивались со смертью изобретателя. Академическая наука, изучавшая фундаментальные законы природы и общества, не могла непосредственно реагировать на нужды практической жизни и производства. Между появлением возможности создания технических новшеств и их внедрением в производство проходило очень долгое время.

В конце XIX в. наука обратилась к экспериментам, требуя от практиков новые измерительные приборы и оборудование. В свою очередь, результаты экспериментов, особенно в области химии и электротехники, опытные образцы машин начали использоваться на предприятиях.

2. Технический прогресс в первые десятилетия XX в.

Технический прогресс, связанный с прикладным использованием достижений науки, развивался на сотнях взаимосвязанных направлений.

Огромное практическое значение имело овладение электроэнергией. В начале 1870-х гг. были изобретены двигатели, превращающие электрическую энергию в механическую. Это позволило создать станки нового поколения, приводящиеся в движение электродвигателем. В 1890-е гг. люди научились передавать электроэнергию по проводам на большие расстояния. Эти открытия изменили облик промышленности и стали фундаментом нового этапа индустриализации.

Электроэнергия широко внедрялась не только на производстве, но и на транспорте, в быту. Ещё в 1880-х гг. появились первые электрические городские трамваи, метрополитен (первая его линия открылась в Лондоне в 1861 г.), обеспечивавшие возможности быстрого роста городов. Вместо газового освещения улиц и квартир появляется электрическое. В начале XX в. развернулся процесс электрификации железных дорог.

Появляются новые конструкционные материалы. В 1878 г. англичанин Сидни Томас изобрёл так называемый томасовский способ переплавки чугуна в сталь, позволявший получать металл повышенной прочности. В 1898-1900-е гг. появились ещё более совершенные дуговые плавильные электропечи.

Настоящий прорыв произошёл в области транспорта. Двигатель внутреннего сгорания, изобретённый в 1860 г. во Франции Этьеном Ленуаром, нашёл применение в автомобилестроении и авиации.

На предприятии американского механика-самоучки Г. Форда, ставшего крупным промышленником, в 1908 г. был создан автомобиль для массового потребления, первым в мире запущенный в серийное производство. К началу Второй мировой войны в развитых странах мира эксплуатировалось свыше 6 млн грузовых и более 30 млн легковых автомобилей и автобусов.

Развитие автомобилестроения предъявляло спрос на более дешёвые и прочные конструкционные материалы, более мощные и экономичные двигатели, содействовало строительству дорог и мостов. Автомобиль стал наиболее ярким и наглядным символом технического прогресса XX в.

В 1920-1930-х гг. резко возрос спрос на алюминий. В конце 1930-х гг. с развитием химии, химической физики, изучающей химические процессы с использованием достижений квантовой механики и кристаллографии, стало возможным получать вещества с заранее заданными свойствами, обладающие большой прочностью и стойкостью. В 1938 г. почти одновременно в Германии и США были получены искусственные волокна — капрон, нейлон, синтетические смолы. Правда, их массовое производство приобрело особое значение лишь после Второй мировой войны.

Новым средством транспорта XX в., очень быстро нашедшим военное применение, стала авиация. Её развитие, первоначально имевшее развлекательно-спортивное значение, оказалось возможным после 1903 г., когда братья Райт в США поставили на самолёт лёгкий и компактный бензиновый двигатель.

Развитие промышленности и транспорта потребовало совершенствования энергетики. В 1930-е гг. 80% электроэнергии вырабатывалось на теплоэлектростанциях, сжигавших уголь. Причём благодаря совершенствованию технологий расходы угля на выработку энергии постоянно снижались. А с 1930-х гт. начало расширяться использование более дешёвой гидроэнергии. Крупнейшая в мире гидроэлектростанция Боулдер-дам с плотиной высотой 226 м была построена в 1936 г. в США на реке Колорадо. С появлением двигателей внутреннего сгорания возник спрос на сырую нефть. Её с изобретением крекинг-процесса научились расщеплять на фракции — тяжёлые (мазут) и лёгкие (бензин). С тех пор в общемировом энергетическом балансе нефть серьёзно потеснила уголь. Она стала основным источником тепла и энергии. Во второй половине XX в. важным источником энергии стал природный газ.

Огромное влияние на развитие мировой цивилизации оказали достижения в области радиоэлектроники. Их база была заложена ещё в XIX в. Первый в мире радиоприёмник был изобретён в 1895 г. русским учёным А.С. Поповым, но патент на передачу электрических сигналов без проводов в 1897 г. получил итальянский инженер Гульельмо Маркони. В 1919-1924 гг. в России, США, Франции, Великобритании, Германии, Италии вступили в строй мощные радиостанции, способные осуществлять международное вещание. С середины 1920-х гг. проводились эксперименты в области передачи изображения с помощью электронных сигналов, то есть — телевидения. В Англии первые телевизионные передачи начались в 1929 г., в СССР — в 1932 г. (звуковое телевидение с 1934 г.), в Германии — с 1936 г.

Значительных успехов достигла медицина. Ещё в конце XIX в. были открыты микроорганизмы, являвшиеся причиной заболевания холерой, сибирской язвой, туберкулёзом, дифтеритом, бешенством, чумой, малярией, исследованы пути передачи этих болезней, изобретены способы лечения многих из них. Начали разрабатываться методы санитарии и гигиены, профилактики и предупреждения эпидемий, включая вакцинацию (прививки) против наиболее опасных болезней, появились новые лекарства. В 1920-1930-е гг. были выделены и получены искусственно витамины. Большим достижением медицины стали антибиотики — вещества, способные останавливать развитие болезнетворных микробов. Наиболее известным из них является пенициллин, выделенный из плесени английским учёным Александром Флемингом в 1929 г. После Второй мировой войны с открытием вирусной природы многих заболеваний (в частности, гриппа) стали разрабатываться антивирусные препараты. Параллельно с развитием здравоохранения в военных целях создавалось биологическое оружие, способное вызвать массовую гибель людей, животных и растений.

3. Переход к современному индустриальному производству

Возрастающие объёмы технологически сложной продукции требовали не только обновления парка станков и нового оборудования, но и более совершенной организации производства.

Американский инженер Ф.У. Тейлор предложил разделить процесс производства сложных изделий на ряд относительно простых операций, выполняющихся в чёткой последовательности с точным соблюдением хронометража времени, требующегося для каждой операции.

Впервые систему Тейлора опробовал на практике автопромышленник Г. Форд в 1908 г. при производстве изобретённой им модели «Форд-Т». Сборку машин стало возможно осуществлять на ленте непрерывно двигающегося конвейера, что намного ускорило процесс производства.

Дополнительный источник снижения издержек производства был найден в использовании новых возможностей, раскрывшихся с развитием транспорта и энергетики. Предприятия начали строить там, где они могли работать с наибольшей рентабельностью. В одних случаях их размещали вблизи месторождений сырья, чтобы сэкономить на перевозке. В других — в городах, где в избытке находилась дешёвая рабочая сила и жили потребители готовой продукции.

Создание гигантских производственных комплексов позволяло использовать преимущества не только конвейерного производства, но и разделения труда между цехами, выпускающими различные узлы сложных изделий.

Развитие индустриального, конвейерного производства могло быть прибыльным только при больших объёмах выпускаемой продукции. Символом первой половины XX в. оказались гиганты индустрии с числом занятых в десятки тысяч человек.

Новые потребности производства способствовали ускорению научно-технического прогресса. Это было связано с постоянно обостряющейся конкуренцией на мировых рынках. Повышение конкурентоспособности продукции происходило главным образом за счёт снижения затрат на её производство. Это достигалось путём увеличения продолжительности рабочего дня, повышения интенсивности труда, сокращения зарплаты наёмных работников. Однако подобные методы встречали всё возрастающее сопротивление рабочих.

В результате с развитием профсоюзного движения, возникновением политических партий, отстаивающих интересы лиц наёмного труда, в большинстве индустриальных стран были приняты законы, ограничивающие продолжительность рабочего дня, определяющие минимальные ставки зарплаты. При возникновении трудовых споров государство всё чаще стало выполнять роль арбитра в интересах сохранения социального мира.

В этих условиях основным методом повышения конкурентоспособности продукции стало использование более совершенных производительных машин и оборудования. Это позволяло увеличивать объёмы выпускаемой продукции при прежних или даже меньших затратах труда наёмных работников. Только за период 1900-1913 гг. производительность труда в промышленности возросла на 40%.

Основным методом завоевания рынков стала способность раньше других обновлять ассортимент выпускаемой продукции, выбрасывать на рынок товары, обладающие качественно новыми потребительскими свойствами.

Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности, таким образом, стал технический прогресс. Корпорации, которые в наибольшей степени пользовались его плодами, обеспечивали себе преимущества над конкурентами.

Вопросы для самопроверки

  1. В чём состояли причины ускорения научно-технического развития в начале XX в.?
  2. Как связаны между собой переход к крупномасштабному индустриальному производству и научно-технический прогресс?
  3. Раскройте истоки повышения производительности труда в промышленности начала XX в. Сравните их с путями повышения производительности труда в прежние исторические периоды.
  4. Какое воздействие на общественную жизнь в первой половине XX в. оказало развитие транспорта?
  5. В чём проявилась роль россиян в научно-техническом прогрессе начала XX в.?

 

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru