Учебник для 10 класса

История России

       

§ 29. Культура и быт конца XV—XVI в. (продолжение)

Архитектура. Для этой эпохи характерен значительный подъем строительного искусства. На рубеже XV—XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве — стены и башни, соборы и Грановитая палата. Возводили их итальянские архитекторы (Аристотель Фиораванти, Пьетро Солари, Марко Руффо, Алевиз Новый и др.) и русские мастера (Василий Дмитриевич Ермолин и др.). Архитекторы использовали как традиции древнерусского, прежде всего владимиро-суздальского, зодчества, так и приемы итальянской архитектуры эпохи Ренессанса.

Крепостные сооружения в первой половине века строят в Нижнем Новгороде, Туле, Зарайске, Коломне. В столице появляется стена Китай-города (1530-е гг.), Новодевичий монастырь (1525).

В церковном зодчестве получает распространение храм шатрового типа, по образцу деревянных церквей («на деревянное дело»). Самый выдающийся образец этого стиля — церковь Вознесения в селе Коломенском (1532), построенная в ознаменование появления на свет Ивана Грозного. Современник-летописец не смог удержать чувства восхищения, записывая в свой труд известие об этом архитектурном чуде: «Вельми чудна высотою и красотою, и светлостию, такова же не бываша прежде сего в Руси».

В течение всего столетия деревянное строительство, как и прежде, преобладает. Помимо повсеместных изб, сооружаются хоромы богатых людей, подчас очень сложные в плане и причудливые по форме. Таковы хоромы Строгановых, именитых купцов, в Сольвычегодске (1565).

В каменном зодчестве русский национальный стиль ярко выражен в девяти шатровых постройках собора Василия Блаженного. Он возведен по случаю взятия Казани.

Продолжают строить соборы и крепостные стены в монастырях — Соловецком, Троице-Сергиевом и др. В Москве под руководством выдающегося архитектора Ф. С. Коня возвели стену Белого города, в пределах современного Бульварного кольца.

По примеру московского Успенского собора в Вологде строят Софийский собор (1568—1570). А в Вязёмах, к западу от Москвы, в имении Бориса Годунова, появляется величественный пятиглавый храм Святой Троицы; позднее его стали называть Преображенским.

Живопись. На рубеже XV—XVI вв. в иконописи и фресковой живописи прославились Дионисий с сыновьями и соратниками. Им принадлежат иконы Успенского собора в Московском Кремле, фрески Ферапонтова монастыря. Они привлекают красочностью, декоративностью, пышной торжественностью. Большей лаконичностью, строгостью отличается иконопись новгородской школы.

Живопись становилась все больше делом государственным. Церковь после Стоглавого собора 1551 г. усилила надзор за иконописцами. Икона «Церковь воинствующая» (середина XVI в.) в аллегорической форме воспевает взятие Казани, русское воинство, молодого самодержца Ивана Грозного. Многие росписи были посвящены историческим событиям. Например, фрески Грановитой палаты, иллюстрируя рассказ Библии об Иосифе, аллегорически повествуют о возвышении Бориса Годунова.

В конце XVI в. получают известность иконы «строгановского письма». Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью. В этой манере работали московские мастера Прокопий Чирин, Истома Савин и другие «царские иконописцы». Они нередко исполняли иконы по заказам именитых людей Строгановых. На них же работали и мастера из их бывших холопов в Сольвычегодске. Эта школа существовала и в XVII в., под ее влиянием впоследствии трудились многие мастера, в том числе в известном селе Палехе.

Тяга к декоративности и виртуозности, изощренности и парадности характерна для живописи той эпохи. Налицо, с одной стороны, рост мастерства, технического совершенства, с другой — потеря глубины, монументальности, широкого дыхания живописи Андрея Рублева и Феофана Грека.

Прикладное искусство. Мастера того времени делали изумительные по красоте, тонкости оклады для книг и икон со сканью (филигранью), басменным тиснением. С конца XV в. начинается расцвет искусства эмали, забытого во времена ордынского ига.

В церковном обиходе часто использовали изделия с художественным шитьем — подвесные пелены и надгробные покровы, плащаницы и «воздухи». Делали их обычно из шелка, золота и серебра.

В книжных миниатюрах изображались сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, житий святых, события русской истории. Иллюстрации Лицевого летописного свода и собрания житий святых, Четьи минеи считаются по праву шедеврами русского миниатюрного искусства. Пышностью и декоративностью отмечены иллюстрации в печатных изданиях Ивана Федорова.

Во второй половине XVI в. выдающиеся образцы шитья вышли из мастерской князей Старицких («Плащаница», «Явление Богоматери Сергию Радонежскому»). Ксения Годунова, дочь царя Бориса, искусно вышивала по испанскому и венецианскому бархату.

Быт. Знатные люди жили в хоромах, обычно двухэтажных, с разными пристройками, жилыми и хозяйственными — для себя, дворни, скота и птицы. Дома в основном строили из дерева, но встречались и каменные. В них были погребцы с посудой, серебряной и медной, оловянной и стеклянной, сундуки с одеждой, украшениями (перстни, серьги и т. д.). На стенах иногда висели часы. Встречались иноземные ткани, украшения, посуда, одежда, восточные ковры, оружие. Еще большая пышность присуща царским дворцам и дворам.

Вельможи уже тогда начинали на западный манер, коротко, стричь волосы, брить или выщипывать усы и бороду.

Кушанья у богатых были обильны и разнообразны. Употреблялись пряности для приправ: перец и шафран, корица и гвоздика. Знакомы были с лимонами, изюмом, миндалем, рисом и сахаром.

Развлекались знатные люди на пирах со скоморохами, игрой на народных инструментах, плясками. Как церковь ни преследовала «игрища бесовские», извести их было трудно. Увлекались медвежьей травлей, «конскими ристаниями», псовой и соколиной охотой. Дома играли в кости, шашки и шахматы.

Народные песни и церковная музыка удовлетворяли еще одну сторону духовных потребностей. В XVI в. из Новгорода в Москву и другие области России пришли многоголосные церковные песнопения. Любили русские люди и колокольный звон. В быт знати из-за рубежа проникают новые инструменты (органы, клавесины, клавикорды), западноевропейская музыка.

Более скромно жили рядовые дворяне. Основная же масса населения — крестьяне — обитала, как и раньше, в деревянных избах, крытых соломой или дранью; имелись клети для имущества, хлевы для скота, сараи. Зимой в них помещали мелкую скотину и птицу. Обстановка в избе была весьма скудная: деревянные, грубо сделанные столы и лавки; в сундуках и коробьях хранилось платье (у бедняков его вешали на шесты, прислоненные к стене). Летом носили одежду из домашнего холста, зимой — из сермяжного сукна и бараньего меха, на ногах — лапти из лыка, те, кто побогаче,— сапоги. Мало изменений, по сравнению с предшествующими веками, произошло и в наборе продуктов, которые употребляла основная часть населения.

Так же как и крестьяне, но более зажиточно, жили в городах посадские люди. Двор состоял нередко из горницы, стоявшей на подызбице, сеней на подсенье, клети на под-клети, бани, он был окружен тыном с воротами, имевшими навес. Встречались слюдяные и «стекольчатые» окна. В доме, помимо прочего, имелись иконы, иногда богато украшенные, много посуды, в том числе серебряной, и одежды, иногда меховой. Богатые гости, крупные торговые люди строили каменные палаты.

Народные гулянья с песнями, плясками, скоморошьими представлениями давали трудовому люду возможность отдохнуть от работы. Песни сопровождались аккомпанементом на инструментах: духовых — дудках и рожках, сопелях и свирелях, волынках, трубах и сурнах, струнных — гуслях, гудках, балалайках, ударных — бубнах и бряцалах.

Элементы театра, драмы содержали святочные игры, проводы зимы и лета. Их участники надевали маски, костюмы, устраивали мимические представления, драматические действа, инсценировали загадки. В хороводных песнях, на свадьбах разыгрывались своего рода спектакли с большим числом действующих лиц, определенными ролями, строгим ритуалом (сватовство, рукобитье, девишник, свадьба, хлебины и др.).

Скоморохи собирались в ватаги, иногда очень большие, до 60—100 человек. Они были актерами и музыкантами, певцами и танцорами, акробатами и фокусниками, разыгрывали комедийные сцены, в том числе с излюбленным народом Петрушкой. Его юмор и смекалка, насмешки над богатеями, уверенность и неистощимость в выдумках вызывали восторг слушателей. Устраивались и представления с медведем, козой и другими животными.

Вопросы и задания:

  1. Если бы из истории России конца XV — начала XVI в. вам были известны только сведения о культуре и быте, то какие выводы о характере и уровне развития страны вы бы сделали и почему?
  2. Подготовьте рассказ об одном из выдающихся произведений литературы, архитектуры или живописи изучаемого периода. В ходе рассказа раскройте отражение духа времени в данном произведении литературы или искусства.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru