|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 10 класса История России§ 10—11. Русское общество в XI в.Дискуссия об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Вопрос об уровне социально-экономического развития Руси уже несколько десятилетий находится в сфере острой дискуссии. В пору складывания советской историографии истории Древней Руси в этой области исследования возобладала точка зрения Б. Д. Грекова, отраженная наиболее полно в его книге «Киевская Русь», а также в трудах его последователей в этой области исследований — Л. В. Черепнина, В. Т. Пашуто и позже М. Б. Свердлова.
Смысл ее заключался в том, что общественные отношения в Древнерусском государстве носили в основном феодальный характер уже с X в. Складывался класс феодалов, появилась феодальная земельная собственность, зарождались классовые отношения и классовая борьба. Элементы рабства на Руси были спорадическими. По существу, Греков и его последователи почти автоматически переносили уровень и масштабы развития феодальных отношений в Западной Европе на Древнюю Русь. Эта точка зрения господствовала в течение долгого времени. Имеет она поддержку среди широких кругов историков и поныне. Однако в 70-е гг. XX в. дерзкий вызов «школе Грекова» бросил молодой ленинградский историк И. Я. Фроя-нов в серии своих статей и в книге «Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории» (Л., 1974). Впоследствии свои идеи И. Я. Фроянов и его ученики развивали в книгах и статьях. И. Я. Фроянов полагал, что Б. Д. Греков и его последователи искусственно завышали уровень развития феодальных отношений и классовой борьбы в Древней Руси. Ничего подобного на Руси не было ни в X, ни в XI в. И лишь в конце XI в. забрезжил свет раннего феодализма со всеми характерными чертами этих общественных отношений. До этого времени преобладал патриархальный, родоплеменной уклад. Большинство населения были свободными собственниками земли на общинной основе. Одновременно в обществе существовали и рабовладельческие отношения. Спор между «школой Грекова» и «школой Фроя-нова» продолжается и по сей день. Возникновение феодальной земельной собственности. По мере развития сельского хозяйства, дающего значительную часть богатств, все большую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Кто обладал такими землями, кто облагал смердов в свою пользу податями (деньгами, продуктами), тот увеличивал свои доходы, личные богатства, мощь, процветание своих семей, усиливал свою власть, свое влияние в обществе. Именно земля с каждым десятилетием становилась все большим богатством на Руси, как и в других тогдашних странах. К овладению этим богатством стремилась наиболее влиятельная, способная, решительная и, конечно, наиболее жестокая и беззастенчивая часть общества — князья, бояре, дружинники, высшие церковники. После отмены полюдья на Руси был введен регулярный сбор дани с населения. Люди были свободны, но они уже попадали в определенную зависимость от государства, от великого князя. С середины XI в. всюду на Руси, но особенно широко в Среднем Поднепровье и вокруг Новгорода, земли все чаще оказывались в частных руках. Первыми здесь были, конечно, князья. Пользуясь силой, влиянием, они в одних случаях откровенно присваивали себе земли соседской общины, объявляли их своими собственными владениями. В другом случае они помещали на не заселенные ранее земли пленников и превращали их в своих работников, строили в этих землях хозяйственные постройки, хоромы, поселяли своих управителей и организовывали собственное хозяйство. В руки князя переходили лучшие пахотные земли, луга, леса, озера, рыбные ловли, пастбища. А свободные люди, которые раньше лишь уплачивали дань князю и более ничем не были с ним связаны, постепенно попадали от него в зависимость. Смердов привлекали к различным работам в хозяйстве князя. Так возникала их поземельная зависимость от господина. На Руси, как и в других странах Европы, создается княжеский домен, т. е. княжеское владение, — комплекс земель, населенных людьми, зависимыми непосредственно от главы государства. В XI в. таких владений было еще немного, но они знаменовали наступление новых порядков. К этому же времени относится и возникновение собственных земельных владений, личных хозяйств княжеских бояр и дружинников. В ранний период истории Руси великие князья предоставляли местным князьям и боярам право собирать дань с тех или иных земель. Часть этой дани они оставляли себе в качестве платы за службу великому князю. Эти люди как бы кормились с земель, а такой порядок назывался «кормлением». Позднее эти «кормления» заменяются передачей князем своим вассалам населенных земель на правах наследственной собственности. Такие земельные владения на Руси называли вотчиной или отчиной (от слова «отец»). Именно там и возникал хозяйственный комплекс боярина или дружинника. Однако право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю. Он мог пожаловать эту землю, но мог и отнять ее за преступления или за нерадивую службу и передать другому лицу. В свою очередь крупные земельные собственники передавали часть своих земель своим дружинникам во владение, с тем чтобы у них были средства к существованию, возможность приобрести военное снаряжение. В Западной Европе участки земель, передаваемые за службу от одного земельного собственника другому, называли феодом, а вся система такой многоступенчатой земельной зависимости называлась феодальной системой или феодальной иерархией, а сами владельцы земель, населенных крестьянами, или владельцы городов, населенных ремесленниками и другими жителями, назывались феодалами. Ко второй половине XI в. такая система стала складываться и на Руси. Постепенно эти островки частных владений становились все крупнее и крупнее, тесня земли свободных общинников. Зависимое население. Феодальная система была неотделима от труда зависимого населения. Получалось, что за право пользования пахотной землей, лугами, лесами, реками и озерами, которые теперь становились городскими, крестьяне должны были платить владельцу платежи деньгами и продуктами, исполнять разного рода повинности и работы. Оставались также и общегосударственные поборы и повинности. Новая жесткая система внедрялась на Руси по воле верхушки общества. Это наносило определенный ущерб свободным людям и свободному труду. Вместе с тем феодальное хозяйство имело и ряд преимуществ. Оно было, как правило, крупным, в нем можно было лучше организовать и обработку почвы, и расчистку леса, и строительство хозяйственных построек, и многое другое. Такое хозяйство было более продуктивным, чем мелкое крестьянское хозяйство отдельной семьи. Кроме того, феодальный собственник в случае неурожаев, засухи, ураганов, пожаров помогал «своим» крестьянам, потому что, если разорялись они, разорялся и он.
Новые порядки привели к тому, что все больше появлялось людей, которые по различным причинам (неурожаи, голод, военные разорения) теряли свое хозяйство и могли существовать лишь при поддержке богатых людей. За денежный долг, помощь семенами, орудиями труда они должны были отрабатывать на господина часть своего времени. Такие люди назывались рядовичи, потому что они заключали с господином договор (ряд) и попадали от него в зависимость. Появились и закупы. Они брали у хозяина «купу» (долг) и не могли уйти от господина, не отдав этого долга. Были и наймиты, нанимавшиеся работать за плату, и прощенники, кому были прощены их долги и преступления. Все больше становилось и холопов — неполноправных людей, которые полностью зависели от своих господ, прислуживали им в доме, исполняли сельские работы. Обедневший человек мог продать себя в холопы. В холопа превращался и тот, кто женился на холопке, не оговорив заранее свою свободу. Холопами становились и дети холопов, нарушившие договор рядовичи и закупы, пленные. Государственное управление. В XI в. во главе Руси, как и прежде, стояли великие киевские князья, которые были уже не первыми среди других князей, а полноправными правителями страны. Не случайно Ярослава именовали царем и «самовластием». Великий князь сажал и снимал в городах своих наместников, подавлял все случаи неповиновения земель. Помощниками великого князя, его вассалами были бояре, члены старшей дружины. Рядом была и младшая дружина, где состояли люди менее знатные, более молодые. Но и те и другие являлись слугами великого князя. Они исполняли его различные поручения в военном деле, в управлении страной, в суде и расправе, в сборе даней и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии — на воевод, тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов. Сам великий князь руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все походы, нередко участвуя в них в качестве верховного военачальника, который шел впереди своего войска. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. В чьих интересах действовал князь? Прежде всего он выражал интересы всего общества в целом, так как руководил обороной страны от иноземных вторжений, поддерживал порядок внутри страны, карал за уголовные преступления, насилия против личности, защищал права собственности, на которых держалось и развивалось общество. Несмотря на появление богатых и бедных, в обществе еще четко не обозначились отдельные социальные слои. Основная часть общества состояла из лично свободных людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом. Вместе с тем княжеская власть отражала отдельные интересы верхушки общества — бояр, младших дружинников, богатого купечества, духовенства. Эти люди были наиболее близки к князю и больше всех заинтересованы в его сильной власти для защиты своих привилегий и доходов. Но они были одновременно наиболее динамичной частью общества. Его развитие осуществлялось во многом их организаторскими усилиями, их способностями.
Армия. Прошли те времена, когда против врага поднималось все племя. Теперь с созданием единого государства иной стала и русская армия. Ее ядром была старшая и младшая дружины, которыми командовал сам великий князь. В XI в. у киевского князя насчитывалось до 500—800 дружинников. Эти воины передвигались либо на конях, либо в быстрых и легких ладьях по рекам и морям. Они были вооружены мечами, копьями, саблями. Щиты, брони и кольчуги защищали их тела, а шишаки — остроконечные шлемы — закрывали их головы. Конная дружина дралась рядом со своим князем. Другие князья и крупные бояре также приходили со своими дружинами, и каждая шла рядом со своим господином. В X — первой половине XI в. великие князья еще сами вели в бой свою дружину и порой рисковали жизнью. Во время битвы, правда, «отроки» — телохранители — стояли стеной около князя, отражая направленные на него удары. Великий князь сражался под великокняжеским стягом, который тщательно охранялся. Как и прежде, частью русского войска был полк, состоявший из «воев», простых людей — смердов и ремесленников. Они делились в полку на десятки и сотни во главе со своими десятскими и сотскими. Всем полком командовал воевода — тысяцкий. «Вой» были вооружены проще: луками и стрелами, копьями, тяжелыми боевыми топорами. У каждого на поясе висел боевой нож на случай тесных рукопашных схваток. В левой руке у каждого был деревянный щит, обтянутый толстой кожей.
Города. Ко второй половине XI в. на Руси насчитывалось уже около 42 крупных городов. Что значило в то время понятие «город»? Прежде всего это наличие укрепленного детинца, или кремля. Кремль, как правило, находился в центре города и представлял собой городское пространство, обнесенное высокой стеной. Эти стены сооружались из огромных деревянных коробов, набитых землей или глиной. Сверху вкапывали толстые бревна с заостренными концами. Перед стеной вырывался глубокий ров, наполненный водой, с перекидными мостами, которые вели к воротам города. На стене располагались сторожевые и боевые деревянные башни. Ворота городов были сделаны из толстых дубовых досок, обитых железом. Внутри кремля располагались княжеские палаты, палаты митрополита или епископа, дворы крупных бояр, дружинников. В центре кремля, на главной городской площади, возвышалась местная святыня — главный городской собор. В Киеве и Новгороде это были храмы Святой Софии, в Чернигове — храм Спаса. Из кремля князь осуществлял управление, чинил суд и расправу. Туда свозились дани, захваченная на войне добыча. Здесь собирались судебные и торговые пошлины. За стенами кремля также кипела городская жизнь. Там располагались ремесленные слободы, купеческие дома и лавки, стояли многочисленные церкви. Здесь же был торг. Эта часть города нередко тоже обносилась земляным валом, который представлял собой первый рубеж городских укреплений. В городах расцветало искусство, создавались летописи, открывались библиотеки, строились замечательные архитектурные сооружения. Торговля. С течением веков набирала силу торговля. В XI—XII вв. в русских городах купечество составляло значительную часть населения. Здесь были и богатые купцы — гости, которые вели зарубежную торговлю, купцы, торговавшие по Руси, а также мелкие торговцы-разносчи-ки. Зарождались купеческие объединения, имевшие свои уставы, общие денежные фонды.
Церковь. С каждым десятилетием христианская религия оказывала все более глубокое влияние на жизнь русского общества. Этому способствовала всяческая поддержка христианства великими князьями. Уже в конце X—XI в. на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни. Она была создана по образу и подобию византийской церкви, во главе которой стоял патриарх. Все, кто принял крещение от Византии, в церковном отношении подчинялись константинопольскому патриарху, точно так же как на Западе, все, кто принял крещение из Рима, подчинялись папе римскому. Во главе христианской церкви на Руси стоял митрополит киевский и всея Руси, а русская церковь считалась частью православного мира, одной из митрополий. В крупных городах церковную власть над русскими землями осуществляли епископы. В Новгороде как одном из крупнейших городов, центре большого края религиозная жизнь направлялась архиепископом (от греческого слова «архи» — старший, главный). Священники крупных храмов-соборов, а также местных церквей являлись организаторами религиозной жизни в городах и селах. Князья не только поддерживали церковь организационно, помогали создавать новые епархии (церковные округа во главе с епископами), строить новые церкви, но и оказывали ей всяческую материальную поддержку. Передача церквам десятой части всех великокняжеских доходов была на этом пути первым шагом. Потом князья стали предоставлять митрополиту, епископам, крупным храмам, так же как и боярам, земли, населенные смердами, и передавать церковным организациям часть своих прав на эти земли и их население. Так система господства одних людей и зависимости других стала внедряться и в церковную среду.
В 1051 г. митрополитом всея Руси на совещании епископов и при поддержке Ярослава Мудрого был избран русский человек. Это был Иларион — скромный и исключительно образованный священник княжеской церкви в селе Берестове — летней резиденции великого князя недалеко от Киева. Он часто уходил на берег Днепра, где рос густой бор. Там в горе Иларион выкопал небольшую пещеру (печеру), где проводил время в уединении, молитвах, раздумьях и посте. По предположению историков, в 1049 г. в храме Святой Софии на Пасху при огромном стечении народа, в присутствии великого князя и всей княжеской семьи Иларион произнес речь, посвященную значению христианской религии в истории Руси. Эта речь была проникнута заботой о счастье родной страны, чувством патриотизма. Говоря о Руси и русских князьях, Иларион сказал, что «они не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли». В дальнейшем эту речь под названием «Слово о Законе и Благодати», где под Законом он понимал Библию, а под Благодатью — Евангелие, или заветы Иисуса Христа, Иларион положил на пергамент, и она стала любимым чтением русских людей. Иларион недолго занимал высокий церковный пост. Он опять вернулся в свой сельский храм и в свою пещеру, где молился еще долгие годы. Митрополитом вновь стал представитель Византии, поскольку сыновья Ярослава Мудрого больше не хотели враждовать с руководителями всей православной церкви. Монастыри. Пещера Илариона стала началом на Руси монастырей, где жили монахи. Монахи отказывались от мирской жизни с ее соблазнами и страстями, давали обет безбрачия, отказа от семьи, имущества. Во многих монастырях действовал устав, предусматривавший общий труд, общее имущество, которым заведовал келарь, общий обед в специальной трапезной комнате или палате. Была и общая казна, которая находилась в руках казначея. Таким монастырем руководил выбранный монахами игумен, в женских монастырях — игуменья. Но хозяйство считалось для истинных монахов-отшельников делом второстепенным. Главным была молитва, общение с Богом. После того как Иларион оставил свою пещеру, в ней поселился монах Антоний. Он прожил там 40 лет. Молва о праведности Антония широко распространилась по Руси, и к пещере Антония приходили люди за благословением, советом. Потом здесь поселились другие отшельники, которые тоже стали копать в приднепровской горе пещеры. Так во второй половине XI в. здесь и возник первый на Руси Киево-Печерский монастырь. Его первым игуменом стал Антоний. Его сменил Феодосий, пришедший на берега Днепра в числе первых последователей Антония. Оба они впоследствии были объявлены русскими святыми.
Со временем в Киеве, Новгороде и других городах появились новые монастыри, которые становились мощными очагами христианства. В монастырях и при некоторых крупных церквах создавались первые библиотеки, открывались школы, начиналось летописание. Монастырские братья, как правило, образцово и трудолюбиво вели свое хозяйство, и в этом смысле многие монастыри со временем стали лучшими хозяйствами на Руси. Общественные потрясения. По мере того как усиливалось государство, а равенство людей заменялось их разделением на богатых и бедных, в обществе все больше зрело недовольство новыми порядками. Свобода всегда была дорога людям, даже если государство, княжеская власть и защищали их от иноземных врагов и внутренних беспорядков (убийств, драк, грабежей, воровства). Новыми порядками были недовольны и убежденные язычники, прежде всего волхвы. Многим казалось, что с приходом христианства и свержением старых богов рушится вся жизнь. А волхвы подогревали эти настроения, потому что с упрочением христианства они лишались своего влияния, привилегий, доходов. Наконец, против новых порядков нередко поднимались все, кто оказался в угнетенном, зависимом положении, — рядовичи, закупы, холопы. Первые крупные потрясения и несогласия в обществе случились тогда, когда Киев подминал под себя другие племена. В X в. не раз восставали древляне, вятичи, радимичи. Это были типичные племенные восстания. Они тянули Русь назад, в прошлое. Позднее племенная вражда в едином государстве поутихла, но появились другие противоречия — религиозные.
Прошло несколько десятилетий, и снова мощное народное восстание потрясло Русскую землю. В 1068 г. сыновья Ярослава Мудрого — Изяслав, ставший после смерти отца великим князем, и его братья Святослав и Всеволод — потерпели сокрушительное поражение от новых кочевников — половцев, которые появились в причерноморских степях в начале 60-х гг. XI в. Киевляне потребовали у Изяс-лава оружие и были готовы защищать город. Но великий князь не хотел вооружать народ. Простые люди на вече обличали великого князя, бояр, дружинников за насилие над беднотой, несправедливые поборы. Раздались голоса о том, что надо освободить из тюрьмы полоцкого князя Всеслава, который был захвачен в плен братьями Ярославичами. Сотни людей бросились к княжескому дворцу. Другие направились к тюрьме, где томился Всеслав. Народ пошел на приступ дворца. Великий князь бежал в Польшу к своему тестю — польскому королю. Толпа ворвалась внутрь дворца, разгромила и разграбила его. Долгие годы копившаяся ненависть бедноты к богатым и удачливым людям, к верхушке общества вылилась в бунт, грабежи. Всеслав был освобожден из тюрьмы, и восставшие возвели его на киевский трон. Семь месяцев правил он в Киеве. Но когда к городу подошло войско Изяслава, собранное в Польше, Всеслав бросил киевлян и бежал к себе в Полоцк. Восставшие потеряли предводителя и больше уже не сопротивлялись. Пламя мятежей охватило и другие русские города. Поднялось далекое Белоозеро. Оттуда смятение перекинулось в Ростово-Суздальскую землю, в край вятичей. Волхвы призывали к расправам над богатыми людьми. На северо-восток двинулась княжеская дружина. В глухих лесах волхвы были схвачены и убиты, а восстание подавлено. Трое сыновей Ярослава Мудрого предприняли меры по успокоению земли. Они понимали, что одними казнями нельзя было унять народ. Поэтому их советники разработали в 1072 г. новый свод законов, так как Русская Правда Ярослава Мудрого уже не отвечала запросам времени. На общем совещании князей и бояр он был принят. Русская Правда Ярославичей. Новый свод законов был направлен прежде всего на то, чтобы установить порядок в стране, защитить собственность — дом, землю, имущество. Без этого общество могло развалиться, погрузиться в трясину беспорядков. Закон установил наказания за разбой, поджог, убийство, увечье, кражу, нарушение межевых знаков. За убийство княжеских должностных хозяйственных лиц полагался штраф в 80 гривен, за убийство княжеского старосты (более мелкого хозяйственного руководителя) — в 12 гривен. Свод законов карал за кражу и укрывательство холопов. Конечно, Русская Правда Ярославичей защищала прежде всего имущих людей, владельцев вотчин, купцов, т. е. тех, кто обладал собственностью. Но одновременно в ней были и статьи, защищавшие права на жизнь и собственность любого жителя Руси. Так, за убийство смерда или холопа полагался штраф в 5 гривен. Наказание назначалось не только за убийство княжеского коня (3 гривны), но и за убийство коня смерда (2 гривны). Это было справедливо, но удивительным было то, что смерд или холоп ценился всего на 2 гривны больше, чем княжеский конь. Такова была цена простого человека на Руси в то жестокое время. Свод законов отразил развитие Руси, становление новых порядков.
Вопросы и задания:
ДокументПравда роськая
|
|
|