>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 4 класса ИНФОРМАТИКА§ 9. Отношения между понятиямиЦельПонять, что отношения между понятиями бывают такие: «вид ⇔ вид», «род ⇒ вид», «вид ⇐ род». Понять, что отношения, обозначенные однонаправленной стрелкой, называют несимметричными отношениями, а двунаправленной стрелкой — симметричными отношениями. Научиться узнавать и называть отношения, приводить свои примеры и строить схемы отношений в виде кругов Эйлера.
ПонятьПонятия, как и объекты реальной действительности, находятся в определённых отношениях между собой. Рассмотрим это на примере знаков. Знаки бывают разные. Это и буквы, и цифры, и знаки арифметических действий и много других:
«Знак» — это родовое понятие. «Буква», «цифра», «знак препинания» — это видовые понятия. В таблице приведены примеры отношений «род ⇒ вид», «вид ⇔ вид» и отношений целого и части.
Отношения бывают несимметричные и симметричные. Несимметричные отношения обозначают однонаправленной стрелкой. Симметричные отношения обозначаются двунаправленной стрелкой. Симметричные отношения — это отношения между понятиями одного уровня. Например, между видовыми понятиями. Изобразим сказанное в виде схемы:
Здесь понятия «буква» и «цифра» — понятия одного уровня, поэтому отношение между ними симметричное. Это отношение называется «вид ⇔ вид». То же самое можно сказать про буквы «А» и «Я», про цифры 1 и 8. Если понятия при симметричных отношениях поменять местами, то название отношения не изменится. Рассмотри таблицу:
Есть и другие виды отношений между понятиями. Например, отношение пересечения понятий. Рассмотрим пример. Некоторые латинские буквы (I, V, X, L, С, М) используются в качестве цифр. Это римские цифры.
Поэтому понятие «буква» и понятие «цифра» находятся в отношении пересечения. Отношение пересечения удобно изображать наглядной схемой — кругами Эйлера. Круг, обозначающий понятие буквы, пересекается с кругом, обозначающим понятие цифры. Оба этих круга находятся внутри большого круга, которым обозначены знаки.
Рис. Круги Эйлера Если посмотреть на круги Эйлера, то становится понятно, почему говорят, что понятия «буква» и «цифра» входят в понятие «знак». Бывают непересекающиеся понятия. Например, понятия «компьютер» и «человек». Они не пересекаются, так как ни один компьютер не является человеком и ни один человек не является компьютером.
Размер кругов Эйлера не имеет значения. Их можно рисовать большими или маленькими. Главное, чтобы были правильно представлены отношения между понятиями. Круг, обозначающий видовое понятие, должен быть меньше и входить в другой круг, который больше и обозначает родовое понятие. ВыполниПлан действий
Главное
Знать
УметьВыполни задания в рабочей тетради № 1. Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска. Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Файл — многозначное понятие».
|