>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 4 класса

ИНФОРМАТИКА

       

§ 9. Отношения между понятиями

Цель

Понять, что отношения между понятиями бывают такие: «вид ⇔ вид», «род ⇒ вид», «вид ⇐ род».

Понять, что отношения, обозначенные однонаправленной стрелкой, называют несимметричными отношениями, а двунаправленной стрелкой — симметричными отношениями.

Научиться узнавать и называть отношения, приводить свои примеры и строить схемы отношений в виде кругов Эйлера.

Понять

Понятия, как и объекты реальной действительности, находятся в определённых отношениях между собой. Рассмотрим это на примере знаков. Знаки бывают разные.

Это и буквы, и цифры, и знаки арифметических действий и много других:

«Знак» — это родовое понятие. «Буква», «цифра», «знак препинания» — это видовые понятия.

В таблице приведены примеры отношений «род ⇒ вид», «вид ⇔ вид» и отношений целого и части.

Первое понятие

Отношение между понятиями

Второе понятие

Знак

Род ⇒ Вид

Цифра

Знак

Род ⇒ Вид

Буква

Буква

Вид ⇔ Вид

Цифра

Буква А

Часть ⇐ Целое

Алфавит

Компьютер

Целое ⇒ Часть

Память компьютера

Клавиатура

Часть ⇐ Целое

Компьютер

Отношения бывают несимметричные и симметричные. Несимметричные отношения обозначают однонаправленной стрелкой. Симметричные отношения обозначаются двунаправленной стрелкой. Симметричные отношения — это отношения между понятиями одного уровня. Например, между видовыми понятиями. Изобразим сказанное в виде схемы:

Здесь понятия «буква» и «цифра» — понятия одного уровня, поэтому отношение между ними симметричное. Это отношение называется «вид ⇔ вид». То же самое можно сказать про буквы «А» и «Я», про цифры 1 и 8.

Если понятия при симметричных отношениях поменять местами, то название отношения не изменится. Рассмотри таблицу:

Первое понятие

Отношение между понятиями

Второе понятие

Буква

Вид ⇔ Вид

Цифра

Цифра

Вид ⇔ Вид

Буква

Монитор

Часть ⇔ Часть

Клавиатура

Клавиатура

Часть ⇔ Часть

Монитор

Арабская цифра

Вид ⇔ Вид

Римская цифра

Римская цифра

Вид ⇔ Вид

Арабская цифра

Буква А

Часть ⇔ Часть

Буква Ж

Буква Ж

Часть ⇔ Часть

Буква А

Есть и другие виды отношений между понятиями. Например, отношение пересечения понятий.

Рассмотрим пример. Некоторые латинские буквы (I, V, X, L, С, М) используются в качестве цифр. Это римские цифры.

Поэтому понятие «буква» и понятие «цифра» находятся в отношении пересечения. Отношение пересечения удобно изображать наглядной схемой — кругами Эйлера.

Круг, обозначающий понятие буквы, пересекается с кругом, обозначающим понятие цифры. Оба этих круга находятся внутри большого круга, которым обозначены знаки.

Рис. Круги Эйлера

Если посмотреть на круги Эйлера, то становится понятно, почему говорят, что понятия «буква» и «цифра» входят в понятие «знак».

Бывают непересекающиеся понятия. Например, понятия «компьютер» и «человек». Они не пересекаются, так как ни один компьютер не является человеком и ни один человек не является компьютером.

Круги Эйлера — это наглядное и удобное представление отношений между двумя или несколькими понятиями.

Размер кругов Эйлера не имеет значения. Их можно рисовать большими или маленькими. Главное, чтобы были правильно представлены отношения между понятиями. Круг, обозначающий видовое понятие, должен быть меньше и входить в другой круг, который больше и обозначает родовое понятие.

Выполни

План действий

  1. Рассмотри схемы 1 и 2.

  1. Назови родовое понятие и соответствующие ему видовые пересекающиеся понятия (схема 1). Нарисуй эти круги Эйлера в рабочей тетради и в графическом редакторе.
  2. Сохрани файл под именем «Пересекающиеся понятия» в папке «Моё портфолио».
  3. Придумай и назови родовое понятие и соответствующие ему три видовых непересекающихся понятия (схема 2). Нарисуй эти круги Эйлера в рабочей тетради и в графическом редакторе.
  4. Сохрани файл под именем «Круги Эйлера» в папке «Моё портфолио».

Главное

  • Отношения между понятиями бывают: «род ⇒ вид», «вид ⇐ род», «вид ⇔ вид».
  • Отношения могут быть симметричные и несимметричные. Отношения между видовыми понятиями одного уровня («вид ⇔ вид») — симметричные. Отношение между родовым и видовым понятиями («род ⇒ вид» и «вид ⇐ род») — несимметричное.
  • Круги Эйлера — это наглядное представление информации об отношениях между понятиями.

Знать

  1. Как удобнее представить на бумаге отношение между понятиями: словами или схемой? Объясни.
  2. Назови два понятия из области информатики, между которыми несимметричное отношение «вид ⇐ род».
  3. Приведи пример понятий из области математики, между которыми симметричные отношения «вид ⇔ вид». Расскажи о них.
  4. Отношение между видовыми понятиями одного уровня — симметричное или несимметричное? Приведи пример понятий информатики, которые находятся в таких отношениях.
  5. Почему удобно использовать круги Эйлера при исследовании отношений между понятиями?
  6. Вспомни содержание понятий «буква» и «цифра» (если трудно вспомнить — загляни в терминологический словарь). Сравни, какие свойства являются общими в содержании этих понятий, а какие различаются?
  7. Что тебе было интересно на уроке? А что — не очень интересно?

Уметь

Выполни задания в рабочей тетради № 1.

Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.

Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Файл — многозначное понятие».

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru