Учебник для 4 класса

ИНФОРМАТИКА

       

§ 7. Деление понятия

Цель

Понять, что с понятиями можно совершать умственное действие: «деление понятия», на примерах выяснить, что это за действие.

Научиться делить понятия и строить схемы деления понятий.

Понять

Понятие можно делить. Это делается мысленно. Разделим мысленно понятие «собака».

«Собака» — это обобщающее, то есть родовое понятие. Оно включает в себя другие понятия: «овчарка», «такса», «бульдог», «болонка», «пудель». Названия пород — это слова, обозначающие видовые понятия.

Перечисление видовых понятий, которые входят в родовое понятие, — это результат умственного действия «деление понятия».

В определение видового понятия входит перечисление всех свойств родового понятия и ещё свойства, которые отличают один вид от другого. Приведём пример. Родовое понятие: «Собака — домашнее животное, которое лает, имеет голову, туловище, четыре лапы и хвост». Собаки разных пород различаются размером, торчащими или висячими ушами, видом хвостов, длиной и 58 цветом шерсти. Примеры видовых понятий:

    «Лайка — это собака среднего размера, у которой хвост поднимается кольцом вверх». «Такса — это собака небольшого размера, у которой короткие лапы и большие висячие уши».

Мы рассмотрели действие «деление понятия» на примере собак, так как это понятие знакомо всем школьникам. Рассмотрим теперь действие «деление понятия» на примере понятий информатики.

Каждое понятие всегда связано по смыслу с другими понятиями. Например, понятие «данные» мы определяем через понятие «информация»: «Данные — это закодированная информация». Если мы понимаем, что такое информация, то мы поймём, что такое данные.

Чтобы понять, что такое текстовые данные, надо знать смысл слова «текст»: «Текст — это информация, закодированная на носителе знаками». Значит, чтобы понять, что такое текст, надо понимать смысл слова «знак».

Понятие «знак» можно определить, пользуясь известными всем школьникам понятиями буквы, цифры и других знаков. То есть «Знак — это графическое изображение, обозначающее букву, цифру, знак препинания, знак арифметического действия, знак дорожного движения» и так далее.

«Знак» — это родовое понятие для видовых понятий «буква», «цифра», «знак препинания» и других.

Понятие символа можно определить через понятие знака: «символ» — синоним понятия «знак». Теперь понятно, что такое «компьютерный символ». И так далее.

Таким образом, при определении содержания одного понятия информатики мы пользуемся другими её понятиями, которые нам уже известны.

В результате рассуждений мы получили систему понятий, которую постепенно должны усвоить на уроках информатики. Слово «система» в термине «система понятий» говорит нам о том, что все эти понятия связаны между собой по смыслу.

Выполни

План действий

  1. Рассмотри схему. Назови родовое понятие и видовые понятия.

  1. В рабочей тетради составь таблицу по образцу и заполни её.

  1. В текстовом редакторе составь список видовых понятий. Сохрани файл под именем «Виды дорожных знаков» в папке «Моё портфолио».

Главное

  • Деление понятия — это мысленное действие, смысл которого — в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие.

Знать

  1. Какие видовые понятия входят в родовое понятие «вид информации по спо собу восприятия»? Приведи пример деления этого понятия.
  2. Приведи свой пример родового понятия. Назови видовые понятия, которые входят в это родовое понятие.
  3. Назови родовое понятие, которое объединяет видовые понятия «счёты», «арифмометр», «компьютер».

Уметь

Выполни задания в рабочей тетради № 1.

Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.

Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Система понятий информатики».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru