|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 4 класса ИНФОРМАТИКА§ 15. Алгоритм как модель действийЦельПонять, какое описание последовательности действий может быть названо алгоритмом, какие бывают свойства у алгоритма. Научиться отличать алгоритм от плана действий (описания последовательности действий). ПонятьЧтобы решить задачу, надо знать, что для этого следует делать, как делать и в каком порядке. Рассмотрим на примере.
Пусть нам надо решить простую математическую задачу: Лена купила 4 тетради по 20 рублей и 2 авторучки по 15 рублей. Сколько стоила её покупка? Рассмотрим два варианта плана действий, которые необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи. Вариант № 1:
Вариант № 2:
Вариант № 1 и вариант № 2 — это различные описания последовательности мысленных действий, которые надо исполнить, чтобы решить задачу. Чем второй вариант плана действий отличается от первого? Оба варианта — это последовательности шагов-инструкций. Вариант № 1 состоит из двух шагов, а вариант № 2 — из трёх. Но это несущественное отличие. Существенное отличие заключается в содержании шагов-инструкций. В первом случае инструкции (команды исполнителю плана) неконкретные, нечёткие. Не каждый школьник может их выполнить. Во втором варианте инструкции более чёткие, конкретные. Они понятны каждому ученику четвёртого класса. Выполнив их, можно получить ответ на вопрос задачи. Один из этих вариантов можно назвать алгоритмом, а другой — нет. Какой же из них — алгоритм? Алгоритмом мы можем назвать такое описание последовательности действий, которое обладает определёнными свойствами. Вот эти свойства:
Всем пяти свойствам удовлетворяет вариант № 2 плана действий. Значит, эта последовательность инструкций есть алгоритм определения стоимости покупки предметов двух наименований. Таким образом, алгоритмом будем называть последовательность инструкций для исполнителя, обладающую свойствами:
Рассмотрим алгоритм определения площади прямоугольника. Обозначим площадь буквой S. Математики нашли алгоритм нахождения площади прямоугольника:
Этим алгоритмом пользуются все люди, когда хотят найти площадь земельного участка, жилую площадь дома, площади стен или прямоугольных окон, крыш при его строительстве или ремонте.
ВыполниПлан действий
Главное
Знать
УметьВыполни задания в рабочей тетради № 2. Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска. Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Существует ли алгоритм создания модели?».
|
|
|