Учебник для 7 класса

ИНФОРМАТИКА

       

§ 13. Отношения между объектами

Цель

Понять, что объекты могут находиться между собой в определённых отношениях.

Научиться видеть и называть отношения между объектами.

Понять

Все объекты находятся в определённых отношениях между собой. Отношения имеют свои имена: «меньше», «больше», «крупнее», «дороже», «дешевле», «красивее» и другие.

Отношение между объектами удобно представлять в виде схемы.

Рассмотрим несколько примеров. Сова обычно крупнее снегиря.

Тигр сильнее собаки.

Змея передвигается быстрее черепахи.

Примеры отношений: больше — меньше, ближе — дальше, уже — шире, ниже — выше, левее — правее, темнее — светлее, мельче — глубже. Есть много других отношений. Все отношения перечислить невозможно.

Обычно объекты связывает не одно, а много разных отношений. Так, компьютер сложнее, крупнее и поэтому дороже калькулятора:

Ещё пример набора отношений:

Если в схеме объекты поменять местами, то и названия отношений изменятся.

Рассмотрим, какие бывают виды отношений между объектами.

Например, такие явления, как «день» и «ночь», связаны между собой отношением «противоположность». Такое же отношение связывает «белое» и «чёрное», «плюс» и «минус».

Важный вид отношений — это «часть — целое». В таких отношениях находятся: ветка и дерево; страница и книга; монитор и компьютер; буква и слово; слово и предложение; цифра и число, Солнце и Солнечная система.

Например, компьютер — целое по отношению к его части — клавиатуре.

Системный блок — это часть целого — компьютера.

Есть ещё отношения вида «причина — следствие». Например, ветер — это причина таких явлений, как: листья кружатся, деревья качаются, облака плывут. А листья кружатся, облака плывут — это следствия того, что ветер дует.

Ещё один пример в виде схемы:

Выполни

План действий

  1. Рассмотри рисунок. Проведи сравнительный анализ изображённых воинов.

  1. Начерти таблицу в рабочей тетради и заполни её: ответь «Да», если указанное отношение связывает объекты, и «Нет», если такого отношения между ними нет. Можно ответить «Не знаю», если рисунок не даёт информации об этом отношении.

Имя отношения выделено подчёркиванием

«Да» или «Нет»

Воин со шитом стаоше воина с автоматом

Воин со шитом выше воина с автоматом

Воин со шитом сильнее воина с автоматом

Воин с автоматом умнее воина со щитом

Воин с автоматом слабее воина со щитом

  1. Придумай рассказ об этих воинах, в котором использовалось бы отношение «жил раньше».
  2. Напиши свой рассказ в рабочей тетради и оформи его в текстовом редакторе.
  3. Построй и дополни схему отношений в рабочей тетради, а затем построй её в текстовом редакторе.

  1. Сохрани файл под именем «Отношения» в папке «Моё портфолио».

Главное

  • Объекты находятся в разных отношениях между собой.
  • Отношения между объектами имеют имена.

Знать

  1. Какие бывают отношения между объектами?
  2. Какие отношения связывают компьютер и память компьютера? Назови несколько разных отношений.
  3. Выбери из списка и назови, какими отношениями связаны объекты.

    Отношения: дальше, глубже, сложнее, часть целого, предыдущий, последующий, больше.

    Объекты: вторник и среда; апрель и май.

  4. Подумай, какие отношения могут связывать объекты в схемах. Скажи устно.

Уметь

Выполни задания в рабочей тетради № 2.

Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.

В книге «Расширь свой кругозор» прочитай на досуге текст «Виды отношений».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru