Учебник для 11 класса

ИНФОРМАТИКА

       

§ 7. Создание базы данных

База данных создается средствами СУБД. Создание происходит в два этапа.

  1. Построение структуры таблиц и установка связей.
  2. Ввод данных в таблицы.

На первом этапе в каждой таблице определяются имена полей, их типы и форматы. Совсем не обязательно все таблицы БД должны быть построены одновременно. В нашем примере на начальном этапе работы приемной комиссии могут быть созданы таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ и СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Структуры этих таблиц представлены в табл. 1.3 и 1.4.

Таблица 1.3
ФАКУЛЬТЕТЫ — структура таблицы

Таблица 1.4
СПЕЦИАЛЬНОСТИ — структура таблицы

Затем средствами СУБД устанавливаются связи между таблицами через общее поле КОД_ФКТ.

После этого таблицы можно заполнять данными. Современные СУБД предоставляют пользователю удобные средства ввода. Данные можно вводить непосредственно в строки таблиц, отражаемых на экране, или через диалоговые окна — формы (рис. 1.12). В процессе ввода данных СУБД осуществляет автоматический контроль соответствия вводимых данных объявленным типам и форматам полей.

Рис. 1.12. Форма для ввода, просмотра и редактирования таблицы

В таблице 1.5 приведены первые три записи таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ, а в табл. 1.6 — шесть записей таблицы СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

Таблица 1.5
ФАКУЛЬТЕТЫ

Таблица 1.6
СПЕЦИАЛЬНОСТИ

На этапе приема документов в базу данных будут добавлены таблицы АНКЕТЫ и АБИТУРИЕНТЫ. Их структуры представлены в табл. 1.7 и 1.8.

Таблица 1.7
АНКЕТЫ — структура таблицы

Таблица 1.8
АБИТУРИЕНТЫ — структура таблицы

После установки связей таблицы будут заполняться данными. Первые двенадцать записей в этих таблицах приведены в табл. 1.9 и 1.10.

Таблица 1.9
АНКЕТЫ

Таблица 1.10
АБИТУРИЕНТЫ

Когда начнутся приемные экзамены, понадобится таблица ОЦЕНКИ. Опишем ее структуру в табл. 1.11.

Таблица 1.11
ОЦЕНКИ — структура таблицы

Тип «байтовый» является разновидностью типа «целый». Он применяется для целых положительных чисел в диапазоне от О до 255 и занимает в памяти 1 байт. Поскольку оценки принимают значения от 2 до 5, этот тип оказывается наиболее «экономным» .

А вот какой вид (после установки связи с таблицей АБИТУРИЕНТЫ и ввода данных) примет таблица с результатами сдачи экзаменов перечисленными выше двенадцатью абитуриентами — табл. 1.12 (здесь О — неявка на экзамен).

Таблица 1.12
ОЦЕНКИ

И наконец, осталось создать таблицу ИТОГИ для занесения в нее результатов зачисления абитуриентов в университет. Структура ее описана в табл. 1.13.

Таблица 1.13
ИТОГИ — структура таблицы

Содержание таблицы приведено в табл. 1.14.

Таблица 1.14
ИТОГИ

Логические значения поля ЗАЧИСЛЕНИЕ первоначально отмечаются пустыми квадратиками, обозначающими ЛОЖЬ («нет») (значение по умолчанию логического поля — ЛОЖЬ). После объявления итогов для принятых абитуриентов это значение будет заменено на значение ИСТИНА («да») — будет выставлена галочка. Осталось подключить эту таблицу к схеме через поле РЕГ_НОМ.

Система основных понятий

Вопросы и задания

  1. Что нужно иметь для того, чтобы начать процесс создания базы данных?
  2. Какую информацию нужно указать СУБД для создания таблиц БД?
  3. Каким способом можно вводить данные в таблицы?
  4. Как СУБД помогает пользователю производить безошибочный ввод данных?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru