|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Самоучитель игры на шестиструнной гитареНовые приемы гитарной техникиГрафическое изображение лиги имеет несколько значений: она может быть связующей, объединяя несколько звуков одной высоты в единую длительность, фразировочной, штриховой. В гитарной технике лига обозначает еще и
специфический прием звукоизвлечения, который
можно назвать «техническим» легато. Он
исполняется тремя способами.
При восходящем движении мелодии первый звук извлекается правой рукой, второй или последующие — пальцами левой руки без участия правой. Палец левой руки опускается на нужный лад этой же струны с такой силой, которая необходима для того, чтобы заставить струну звучать:
Здесь перед начинающим гитаристом возникает проблема ритмичного исполнения. Поэтому в этом и во всех других случаях перед употреблением «технического» легато мелодию следует проиграть обычным образом правой рукой, с соблюдением правильного ритма. И лишь заломнив ритмический рисунок, можно воспользоваться «техническим» легато. При нисходящем движении мелодии первый звук извлекается правой рукой, второй или последующие — пальцем левой руки, который с необходимой силой снимается в направлении кисти, слегка опираясь после извлечения звука на соседнюю, более тонкую струну (исключение — «техническое» легато на (1):
Правая рука извлекает звук на одной струне, а один из пальцев левой руки опускается на другую струну, заставляя ее звучать без участия правой руки (этот прием используется редко ввиду появления нежелательных призвуков):
«Техническое» легато — прием сложный. Чтобы добиться хорошего его исполнения, следующую пьесу учите по разделам (скобкой отмечены фрагменты, требующие отдельного изучения). Каждый раздел предварительно проигрывается без применения «технического» легато.
В «Лесной сказке» О. Максимова используются
все освоенные ранее приемы игры. Постарайтесь
уравнивать по силе первый и второй
звук под лигой. Мелодия исполняется апояндо,
аккомпанемент — тирандо. Штрих стаккато
(своеобразная имитация крика кукушки) подчеркивает
длинную половинную ноту в мелодии. Несмотря на то,
что звуки в 5-м и 11-м тактах можно взять
приемом баррэ, от этого приходится отказаться,
так как стаккато в аккомпанементе становится
трудновыполнимым.
В 14-м и 22-м тактах ля-диез и ре-диез выдерживаются левой рукой и прослушиваются во время исполнения флажолетов. Выучите пьесу наизусть, добейтесь выразительности исполнения.
Необычный, яркий, с резкой сменой настроения этюд современного кубинского композитора Л. Брауэра не труден для исполнения, если освоено «техническое» легато. Аппликатура и местоположение пальцев левой руки в 4-м, 5-м и 16-18-х тактах на (2)-(6) абсолютно одинаковы. Очень важно соблюдение указанной аппликатуры правой руки.
* Размер в скобках указывает на другую единицу
пульсации
|
|
|