|
|
Самоучитель игры на шестиструнной гитареПодбор мелодии по слухуПропойте 1-й куплет песни «Во поле береза
стояла». В отличие от скороговорки «Андрейворобей»,
которая пропевается на одном
звуке, а значит и исполнять ее можно на какой-либо
одной открытой струне, в этой песне
звуки изменяются по высоте. В 1-й фразе песни от
первого четырежды повторяемого на одной высоте
звука мелодия плавно спускается
к более низкому (слог «ла»). 2-я фраза повторяет
1-ю. 3-я начинается выше звука, на котором
заканчиваются предыдущие фразы, и движется
сначала вверх, потом вниз. 4-я фраза
повторяет 3-ю.
Графически это можно изобразить так:
Пропойте несколько раз мелодию, смотря на схему, и показывайте рукой направление движения мелодии (мелодия идет вниз — и рука вниз, мелодия вверх — рука вверх). В этой песне мелодия движется вверх и вниз очень плавно, как бы со ступеньки на ступеньку, за исключением скачка от последнего звука 1-й фразы к первому звуку 2-й. Для сравнения напойте начало «Интернационала». Здесь начальный скачок мелодии вверх определяет ее решительный, уверенный характер. Пропойте несколько знакомых мелодий, разберитесь в направленности мелодического движения, отмечая ее рукой. Используйте этот прием как вспомогательный и в дальнейшем при подборе мелодий на инструменте. Начните играть песню «Во поле береза стояла» с VII лада (3). Попробуйте сделать все самостоятельно с учетом следующего: 1. Вся мелодия исполняется на (3). 2. На (3) используется только пять звуков, которые извлекаются на VII, V, III, II ладах и на открытой струне (на ней заканчивается каждая фраза). 3. Так как первые четыре звука 1-й и 2-й фраз одинаковы по высоте, все они исполняются на VII ладу. 4. Для того чтобы исполнить на гитаре более низкие по высоте звуки, необходимо переместить руку по направлению к головке грифа. Для исполнения более высоких — движение происходит в обратном направлении. Обратите внимание на ритм припева: 1-й звук тянется больше одной четверти. Если одновременно с пением осуществить пульсацию восьмыми, то продолжительность 1-го звука легко определить — он будет длиться три восьмые. Такого рода длительности записываются с помощью точки, которая ставится справа от основной длительности и тем самым увеличивает ее продолжительность наполовину. Теперь возьмите гитару, проверьте правильность посадки и начинайте подбор, чередуя в правой руке i и m. Проконтролировать себя можно с помощью цифровых обозначений. Цифрой в кружке обозначается струна, римскими цифрами — лады, ноликом — открытая струна.
Мелодия должна прозвучать певуче, чтобы звуки переливались один в другой. Такой прием игры называется легато. Если использовать в левой руке только один палец, легато добиться трудно, поэтому следует специально подумать над аппликатурой . Вот вариант аппликатуры левой руки 1-й и 3-й фраз песни (пальцы должны быть заранее готовы к исполнению каждой следующей ноты):
Выучите эту мелодию, добейтесь ее выразительного исполнения, затем сыграйте мелодию на (1) и (4) поочередно. Перед каждым следующим проигрыванием обязательно проверьте правильность посадки и постановки рук, вспомните нужные ощущения. Посмотрите на графическую запись ритмического рисунка 1-й фразы песни «Во саду ли, в огороде». Под каждой нотой поставлена цифра, обозначающая ее местоположение на грифе:
Проговорите ритмический рисунок слогами «ти» и «та». Разберите и выучите 1-ю фразу песни, чередуя пальцы правой руки. Струна на III ладу прижимается 2-м пальцем левой руки, на II ладу — 1-м пальцем. 2-я фраза в той же последовательности играется на (4). Мелодия исполняется легато.
Выучите песню наизусть, пропойте ее со словами,
отмечая рукой высоту звуков. Обратите внимание,
как движется мелодия: поступенно или скачками,
есть ли повторения тонов на одной высоте.
Подберите мелодию от III лада (1); от VIII лада (2).
Теперь подберите песню от I лада (1), чередуя пальцы правой руки. При переходе со струны на струну помните о переносах правой руки (пунктиром отмечена продолжительность игры на указанной струне):
Тщательно выучите этот вариант исполнения, так как он послужит отправной точкой для последующих занятий.
|
|
|