Учебник для 9 класса

ХИМИЯ

       

Химический практикум №2
Свойства неметаллов и их соединений

Практическая работа № 4
Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

Задача 1

Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.

Задача 2

В пробирку поместите 1—2 гранулы цинка и прилейте в неё около 1 мл разбавленной серной кислоты. Что вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции и рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.

Задача 3

Налейте в две пробирки по 1—2 мл раствора сульфида натрия. Прилейте в одну из них такой же объём хлорной воды, а в другую — бромной воды. Что вы наблюдаете? Объясните свои наблюдения. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 4

Вам даны три пробирки с растворами. Определите, в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 5

Определите, содержит ли поваренная соль примесь сульфатов. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 6

С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, иодидом или хлоридом. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 7

Исходя из оксида меди (II), получите раствор сульфата меди (II) и выделите из него кристаллический медный купорос. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 8

Вам даны три пробирки с растворами сульфата, сульфита и сульфида натрия. Определите с помощью только одного реактива, в какой пробирке находится каждое из веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Практическая работа № 5
Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода»

Задача 1

Проведите реакции, с помощью которых можно доказать, что выданное вам в закрытых сосудах вещество является:

    а) хлоридом аммония;
    б) карбонатом натрия;
    в) нитратом аммония;
    г) нашатырным спиртом;
    д) карбонатом кальция;
    е) силикатом натрия.

Напишите уравнения проведённых реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 2

Докажите опытным путём, что сульфат аммония и нитрат аммония нельзя смешивать с известью перед внесением этих удобрений в почву, и объясните почему. Напишите уравнения реакций.

Задача 3

Докажите опытным путём, что:

    а) в состав хлорида аммония входят ионы и ;
    б) в состав сульфата аммония входят ионы и

Напишите уравнения проведённых реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 4

Получите аммиак из следующих солей:

    а) хлорида аммония;
    б) сульфата аммония;
    в) нитрата аммония.

Напишите уравнения проведённых реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 5

Проведите реакции, которые выражаются сокращёнными ионными уравнениями:

Напишите уравнения проведённых реакций в молекулярном и ионном виде.

В четырёх пробирках вам даны кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, в какой пробирке находится каждое из веществ. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Практическая работа № 6
Получение, собирание и распознавание газов

Вариант 1

Опыт 1.
Получение, собирание и распознавание водорода

Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность. В пробирку положите 1—2 гранулы цинка и прилейте в неё 1—2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой (см. рис. 76) и наденьте на кончик трубки ещё одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.

Снимите пробирку с газоотводной трубки и, не переворачивая её, немного наклонив, поднесите отверстием к горящей спиртовке. Если в пробирке находится чистый водород, то раздастся глухой хлопок, если «лающий» звук — водород собран в смеси с воздухом, т. е. в пробирке собран «гремучий газ».

Вопросы и задания:

  1. Что происходит при взаимодействии цинка с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте её характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
  2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
  3. Опишите физические свойства водорода, непосредственно наблюдаемые при проведении опыта.
  4. Опишите, как можно распознать водород.

Опыт 2.
Получение, собирание и распознавание аммиака

Соберите прибор, как показано на рисунке 168, и проверьте его на герметичность.

Рис. 168.
Получение аммиака и его собирание методом вытеснения воздуха

В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объёмом по одной ложечке для сжигания веществ. Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте её пробкой и укрепите в лапке штатива (обратите внимание на наклон пробирки относительно отверстия!). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака.

Сначала 2—3 движениями пламени прогрейте всю пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция, а затем нагревайте только в том месте, где находится смесь.

Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевёрнутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку.

Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, снимите с газоотводной трубки. Конец газоотводной трубки сразу же закройте кусочком мокрой ваты.

Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем, погрузите пробирку отверстием вниз в сосуд с водой и освободите отверстие пробирки. Что вы наблюдаете? Почему вода в пробирке поднялась? Закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте её из сосуда. Переверните пробирку и добавьте в неё 2—3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?

Проведите аналогичную реакцию между растворами щёлочи и соли аммония при нагревании. Поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?

Вопросы и задания:

  1. Что происходит при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Составьте уравнение реакции и дайте её характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
  2. Опишите физические свойства аммиака, непосредственно наблюдаемые в опыте.
  3. Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.

Вариант 2

Опыт 1.
Получение, собирание и распознавание кислорода

Соберите прибор, как показано на рисунке 109, и проверьте его на герметичность. Пробирку примерно на 1/4 объёма заполните перманганатом калия КМnO4, у отверстия пробирки расположите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда для сбора кислорода.

Сначала 2—3 движениями пламени прогрейте всю пробирку с КМnO4, а затем нагревайте только в том месте, где находится вещество.

Наличие кислорода в сосуде проверяйте тлеющей лучинкой.

Вопросы и задания:

  1. Что происходит при нагревании перманганата калия? Составьте уравнение реакции и дайте её характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
  2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
  3. Опишите физические свойства кислорода, непосредственно наблюдаемые в опыте.
  4. Опишите, как вы распознавали кислород.

Опыт 2.
Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)

В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1—2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку с 2—3 мл известковой воды.

Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.

Вопросы и задания:

  1. Что происходит при взаимодействии мела или мрамора с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте её характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
  2. Рассмотрите проведённую реакцию в свете теории электролитической диссоциации.
  3. Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые в опыте.
  4. Опишите, каким способом вы распознавали оксид углерода (IV).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru