Учебник для 11 класса

ХИМИЯ

       

§ 27.10. Развитие пищевой промышленности

В настоящее время продовольственные проблемы химия решает вместе с биотехнологией. Это отнюдь не новая отрасль знаний. Люди использовали микробиологические процессы для приготовления сыра, вин, хлеба и пива задолго до того, как была создана химическая промышленность, и даже раньше, чем появились алхимики. Однако в настоящее время она переживает возрождение. Многие отходы сельского хозяйства, а также целлюлоза древесины включаются в рацион питания человека либо непосредственно, либо в качестве кормов для домашних животных.

Уже получены такие дрожжи, плесневые грибы, бактерии, которые, поедая малополезные для животных отходы производств (солому, древесину), быстро размножаются и набирают вес. Полученная биомасса содержит белки, липиды, углеводы, витамины, необходимые для питания. Остается только придать им вид и вкус, что сегодня не составляет особого труда.

Медики рекомендуют для рационального и диетического питания включать в меню хлеб из муки, содержащей тонкоизмельченные отруби. Ведь отруби содержат алейроновый слой (протеиновые зерна, белковые образования в семенах растений), оболочки, зародыш. Они богаты белками, витаминами и минеральными веществами.

Сейчас часто говорят об «искусственной пище». Хотя этот термин не означает получение продуктов питания путем химических реакций. Речь идет о том, чтобы природным белковым продуктам (таким, как белки масличных, бобовых и зерновых культур) придать вкус и вид традиционных продуктов, включая и деликатесы.

Например, во Франции уже давно из растительного сырья производят искусственное мясо. Технология его получения заключается в том, чтобы выделить белки из соевых бобов и сформировать из них волокна, из которых затем можно изготовлять слои, схожие по структуре с мясом. После добавления жиров и компонентов, придающих мясной вкус, эти продукты можно использовать как заменители мяса животных в рационе человека.

В нашей стране в Институте элементоорганических соединений им. А. Н. Несмеянова давно занимаются проблемами вкуса и запаха пищи. В настоящее время здесь могут синтезировать любой запах: лука, чеснока, банана, ананаса, ветчины, мясного бульона и т. д. В этом институте созданы искусственные продукты, которые могут составить меню хорошего обеда: черная икра, лососина, различные заливные блюда, суп куриный, бульон мясной и рыбный, мармелад различных сортов, соки.

В США, например, очень популярны аналоги молочных паст, десертов, сыров, творога, кисломолочных продуктов. Для забеливания кофе широко используют аналоги сливок, а также заменитель мороженого — мел-лорин, получаемый на основе растительных масел. Примерный состав сливок для забеливания выглядит так: 0,8—1% белка бобов сои, 10% гидрогенизированно-го растительного масла, 15% сахарного сиропа, около 1% пищевых поверхностно-активных веществ, некоторые соли и около 75% воды.

«Искусственная пища» дешевле, она подготовлена или уже готова к употреблению. Ее производство позволяет решать проблемы некоторых дефицитных продуктов. Постарайтесь разобраться в сущности химических и биохимических процессов, протекающих в организме с теми веществами, которые попадают в него с пищей; изучайте информацию о составе каждого продукта, о соотношении основных компонентов. Осознанно подбирайте оптимальный рацион питания.

И наконец, обратите внимание на этикетки упаковок с пищевыми продуктами. Там указано, какие пищевые добавки содержат купленные вами продукты питания.

Пищевые добавки способствуют сохранности продукта (консерванты), придают ему аромат (ароматизаторы), нужную окраску (например, аппетитный красный цвет ветчине и вареным колбасам придает столь злополучный нитрит натрия) и т. д. Некоторые из них вырабатывают из природных продуктов — овощей и фруктов, сахара, уксуса, спирта. Но многие пищевые добавки являются результатом работы химиков и вырабатываются из синтетических веществ.

На упаковках пищевых продуктов такие добавки маркируются буквой Е и обозначаются трехзначной цифрой. Нужно знать, какую конкретную информацию несет в себе маркировка-индекс:

  • Е100 — Е182 — красители.
  • Е200 — Е299 — консерванты. Такие вещества, как соль, сахар, уксус, в эту группу маркировок-индексов не входят. Информацию об этих консервантах записывают на этикетках без буквенно-цифровой индексации, отдельно.
  • Е300 — Е399 — вещества, которые замедляют процессы брожения и окисления в продуктах питания (например, прогоркание сливочного масла).
  • Е400 — Е499 — стабилизаторы. Эти добавки обеспечивают продуктам питания длительное сохранение консистенции, присущей каждому из них: известную нам консистенцию знаменитого торта «Птичье молоко», мармеладов, желе, пастилы, йогуртов и т. д.
  • Е500 — Е599 — эмульгаторы. Эти вещества позволяют сохранить равномерность распределения дисперсной фазы в среде, поддерживать, например, такие эмульсии, как нектары, растительные масла, пиво и другие в однородной системе, препятствовать образованию осадков в них.
  • Е600 — Е699 — ароматизаторы, т. е. соединения, усиливающие или придающие вкус пищевым продуктам (напиткам, кремам, конфетам, сухим сокам и др.).
  • Е900 — Е999 — антифламинги, которые не позволяют слеживаться муке, сахарному песку, соли, соде, лимонной кислоте, разрыхлителям теста, а также такие вещества, которые препятствуют образованию пены в напитках.

Каждая страна мира имеет свои стандарты по содержанию пищевых добавок в продуктах питания, особенно таких, которые могут нанести вред здоровью человека. Многие нормы применения пищевых добавок в России ниже их аналогов в зарубежных странах. Поэтому школьники должны обладать информацией о том, что отдельные пищевые добавки в импортных продуктах питания могут вызвать желудочно-кишечные расстройства, аллергию, некоторые являются канцерогенами, т. е. далеко не безопасны для здоровья.

Такие авторитетные органы, как Госсанэпиднадзор и Общество защиты прав потребителей, не рекомендуют употреблять продукты питания, содержащие добавки с маркировками:

  • Е131, Е141, Е215 — Е218, Е230 — Е232, Е239 являются аллергенами;
  • Е121, Е123 способны вызвать желудочно-кишечные расстройства, а в больших дозах — и пищевые отравления;
  • Е211, Е240, ЕЗЗО, Е442 содержат канцерогены, т. е. могут провоцировать образование опухолей.

Итак, человек встречается с химией на каждом шагу. Наша жизнь, здоровье, настроение тесно связаны с бесчисленными химическими веществами и процессами вокруг нас и в нас самих.

Развитие человеческого общества сопровождается применением новых материалов и новых химических процессов во всех сферах деятельности человека. Химия дает в руки человеку огромные возможности и силы, но при этом требует грамотного, ответственного их использования, понимания сущности химических явлений.

Химические знания помогут вам сделать правильный выбор различных материалов, продуктов питания, образа жизни. Надеемся, что сведения, приведенные в этой главе, окажутся вам полезными и пробудят интерес к более широкому и глубокому изучению замечательного школьного предмета — химии.

Вопросы и задания к § 27

  • Докажите, что без химии немыслим современный быт человека.
  • Покажите, что достижения химии могут не только служить во благо, но и причинять вред. От чего зависит последний?
  • Приготовьте сообщения о содержании вашей домашней аптечки, аптечки химкабинета. Что общего в них обеих? Какие лекарства, по вашему мнению, обязательно должны входить в ассортиментный минимум любой бытовой аптечки?
  • Как нужно относиться к многочисленным рекламным роликам о лекарствах, которые бесконечно передают по телевидению?
  • Какую роль играют витамины? Как их применять? Как сохранять витамины в пище?
  • Что такое СМС? Какие преимущества и недостатки имеют они по сравнению с мылами?
  • Какие чистящие и моющие средства вы используете в быту? Каковы основы их наиболее безопасного применения?
  • Что означают символы этикеток на одежде? Какое значение имеет учет информации символов на метках для ухода за одеждой?
  • Расскажите о бытовых пестицидах, которые вы применяете дома, на даче или на приусадебном участке. Каковы правила их безопасного применения?
  • Приготовьте сообщение на тему «Химия и красота» (роль химии в косметике).
  • Приготовьте сообщение на тему «Химия и гигиена».
  • Приготовьте групповое сообщение на тему «Химия и пища», поделив между собой части, посвященные белкам, жирам, углеводам, консервированию пищи.
  • Принесите на урок различные упаковки от пищевых продуктов и укажите, какие пищевые добавки в них использованы.
  • Напишите сочинение на тему «Химия глазами выпускника школы».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru