Граверное дело
Учебник

       

51. Гравирование для вида

Распространенным видом гравёрных работ является гравирование различных надписей на машинах, станках, приборах, а также дарственных надписей и рисунков на портсигарах, часах и т. п. Все эти работы носят общее название — гравирование для вида. Если в обронных работах удаляют металл с фона и выпуклым остается текст или рисунок, то в гравировании для вида работа заключается в удалении металла из линий букв текста или рисунка, а фон полируют до получения глянцевой поверхности. Эта гравировка может быть выполнена с особенным блеском прорезанием линии (под глянец) или с зачернением нх.

Главным в гравировании для вида является придание изделию красивого внешнего вида. Поэтому к таким работам не предъявляются. требования особой точности, а лишь соблюдается красивое расположение надписей и рисунков, подлежащих гравированию.

Гравирование различных надписей с последующим заполнением углублений черным сургучом или каким-нибудь другим веществом называют гравированием под чернение. Гравёрные работы под чернение производятся на различных металлах, сплавах и некоторых пластмассах. Особенно пригодна для этих работ латунь марки ЛС59. В подавляющем большинстве гравирование под чернение применяют при изготовлении всевозможных нагрудных знаков (например, знаков для носильщиков, сторожей, кондукторов на транспорте), фирменных табличек н марок на станках, надверных табличек и т. п.

К заготовке предъявляется требование правильности геометрической формы очертаний и поверхности. Перпендикулярность сторон заготовки проверяют под угольник, а плоскостность поверхностей — при помощи лекальной линейки (на просвет). Опиливают ее со всех четырех сторон, сверлят отверстия под винты и полируют рабочую поверхность, затем покрывают белой акварельной краской и после того, как краска высохнет, наносят заданный текст или рисунок. Например, на надверной доске большим шрифтом гравируют фамилию, а имя и отчество — шрифтом соответственно меньшего-размера; в доске с наименованием учреждения выделяют наименование учреждения, название главка, министерства, а другой текст гравируют шрифтом меньшего размера и т. п.

Прежде чем приступить непосредственно к процессу гравирования, необходимо закрепить рисунок, наметив его шпицштихелем или покрыв слой поверхности бесцветным лаком. Без применения этих мер предосторожности во время работы может стереться еще не отгравированная часть рисунка, на восстановление которой уйдет лишнее время. Для удобства заготовку закрепляют на деревянном прямоугольном бруске, соответствующем по форме самой заготовке. Применяют в основном два способа закрепления: 1) приворачивают шурупами через заранее высверленные отверстия или прибивают гвоздями (со всех четырех сторон шляпками к фацету); 2) приклеивают сургучом путем нагрева заготовки. После ее закрепления приступают к выполнению основного задания.

В гравировании под чернение применяют все профили штихелей в зависимости от рисунка или вида шрифта и толщины гравируемых линий. Например, утолщенные линии прописного шрифта в местах нажима пера на прямой гравируют флахщтихелем или больштихелем, закругление линий — только больштихёлем, а тонкие соединительные линии и линии для украшения гравируют шпицштихелем. После того как черновая работа закончена, гравировку необходимо подвергнуть чистовой обработке, при которой в большей или меньшей мере используются штихели всех профилей. Однако чаще всего при чистовой обработке применяют шпицштихель.

В тех случаях, когда надлежит произвести гравировку букв больших размеров, для выборки металла в широких линиях текста или рисунка применяют зубильца. Зубильце, как и штихель, поворачивают и направляют по размеченному контуру текста. Для удобства работы с зубильцем гравируемую заготовку следует прочно закрепить на ровной металлической плите с упорами, чтобы заготовка не перемещалась от ударов молотка по зубильцу. Такое крепление необходимо еще и потому, что во время гравирования штихелем обычных деталей средней, величины левой рукой поддерживают и направляют заготовку, а правой — гравируют. В данном же случае обе руки-заняты инструментом, так как в одной зубильце, а в другой — молоток.

При гравировании букв с широкими линиями их сначала, рисуют, затем по нарисованному размёчают шпицштихелем и им же производят оконтуривание букв. По полученным контурам осуществляют выборку металла флахштихелем, номер которого соответствует ширине штриха заданных букв. По окончании гравирования поверхность заготовки зачищают мелким шлифвым напильником и крокусной бумагой, после чего производят окончательную чистовую обработку — подрезание углов, закругленнй и выравнивание линий.

Когда гравирование закончено, углубление заполняют («запускают») черным лаком или черным сургучом. Делают это следующим образом. Изделие нагревают до тех пор, пока положенный на него сургуч не начнет плавиться, заполняя выемки. Когда все выгравированные углубления заполнены, берутметаллическую линейку и снимают с поверхности заготовки излишки сургуча. После остывания заготовки ее необходимб второй раз зачистить и отшлифовать; при этом сургуч, оставшийся в углублениях, теряет свой блеск и черноту, потому что при шлифовании на нем образуется налет латунного цвета. Чтобы восстановить цвет сургуча и получить требуемую контрастность, заготовку следует слегка нагреть, и размягченный сургуч опять примет свой первоначальный вид, так как мельчайшие частицы латуни при нагреве оседают.

При гравировании под глянец наносимым линиям стараются придать особенный блеск, тогда как при гравировании под чернение не только допускается, но и считается полезным, если выборка линий шероховата, потому что в таких углублениях еще лучше держится сургуч или краска.

Если в работах под чернение разность глубин гравирования и другие недостатки скрываются под покрытием, то при гравировании под глянец все дефекты остаются на виду. Поэтому чистота линий и аккуратность выполнения штриха в данном случае являются первостепенными требованиями. При этом виде гравирования чаще всего применяется рукописный шрифт. Заготовку изготовляют из латуни или других материалов, доводят до нужной чистоты ее поверхность, покрывают акварельной краской и рисуют текст или орнамент с последующим покрытием бесцветным лаком.

Ведущим инструментом при гравировании тонких линий является шпицштихель наибольшего номера, а штриховых рисунков — шатирштихель с различной шириной и плотностью насечки (рифления). Обводка по контуру рисунка производится обычно шпицштихелями 1-го и 2-го номеров. Во время работы шпицштихелем тонкие линии гравируют, держа его прямо, а при необходимости получения утолщения делают соответствующий наклон вправо или влево в зависимости от того, в какой стороне желательно его иметь, причем величина этого утолщения зависит от угла наклона шпицштихеля. Линии наносить без отрыва инструмента от рисунка, так как на стыках линий могут образоваться заусенцы и нежелательные угловатости у плавных закруглений. При гравировании закруглений заготовку направляют навстречу штихелю. Опытный гравёр, правильно владеющий шпицштихелем, не только достигает плавных переходов в линиях, но и корректирует в процессе гравирования недочеты размеченного рисунка.

Гравирование под глянец часто производят на заготовках с матовой поверхностью, что еще более подчеркивает красоту выполняемых гравёрных работ. Если во время гравирования возникает необходимость выделить какие-то участки на матовой поверхности заготовки, сделав их блестящими, применяют специальные полировальники. Этот инструмент изготовляют из стальной проволоки диаметром до 5 мм и длиной от 100 до 120 мм. Рабочий конец полировальника закругляют и после термической обработки полируют пастой ГОИ. Перемещением этого инструмента по нужным местам заготовки получают отполированную глянцевую поверхность.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru