Граверное дело
Учебник

       

49. Копирование изображения

Копирование какого-либо рисунка, факсимиле или другого изображения является важным звеном в гравёрной работе. Существует несколько методов копирования. Самое распространенное и простое копирование производят следующим образом. Берут кальку или папиросную (рисовую) бумагу, промасливают ее, равномерно протирая пальцем по всей площади веретенным маслом, и после того как бумага станет максимально прозрачной, накладывают на оригинал.

Затем тщательно закрепляют бумагу кнопками, и остро отточенным мягким карандашом точно переводят на нее оригинал. Этот способ копирования применяют в тех случаях, когда требуется сохранить точный размер оригинала в зеркальном (обратном) виде.

При необходимости перевода оригинала на металл в прямом изображении производят так называемое двойное копирование: сначала копируют с оригинала на папиросную бумагу, затем перевертывают ее лицевой стороной вниз и вторично обводят карандашом контур рисунка, после чего переводят его на металл.

Нередко гравёру приходится сталкиваться с рисунками, которые должны быть строго симметричны. Для изображения такого рисунка достаточно воспроизвести его правую или левую сторону, затем согнуть бумагу по отмеченному центру и протереть ее сверху твердым предметом. Изображение рисунка переходит на другую сторону и воспроизводит его вторую половину с идеальной симметричностью.

Независимо от способа копирования рисунка приемы перевода его на металл всегда одинаковы. Для изготовления, например, клише на латунной пластинке, прежде чем приступить к переводу рисунка на металл, нужно лекальной линейкой проверить прямолинейность рабочей поверхности. Убедившись в ее хорошем качестве, поверхность покрывают тонким слоем белой акварельной краски или цинковыми белилами, растирая их круговыми движениями пальца. После высыхания краски к пластине прикладывают папиросную бумагу с рисунком (с учетом прямого или зеркального изображения), и, покрыв ее какой-нибудь плотной бумагой, протирают тыльной стороной рукоятки штихеля. Рисунок воспроизводится на металле. Остается хорошо отточенным шпиц-штихелем произвести разметку рисунка, т. е. его оконтуривание по переведенному графитному рисунку.

Для более четкого перевода рисунка на металл существует еще один способ подготовки его поверхности. Суть его заключается в следующем: заготовку покрывают белой краской уже известным приемом и после высыхания подогревают пластину и прикладывают к ней кусочек чистого пчелиного воска, который, расплавляясь, покрывает всю окрашенную рабочую поверхность тонким слоем. Графит с рисунка на бумаге, приложенной к такой поверхности, особенно хорошо переводится, и копия рисунка получается очень отчетливая. Однако при этом способе, так же как и в первом варианте, необходимо произвести разметку шпиц-штихелем.

В гравёрной работе нередки случаи, когда гравёру приходится пользоваться оригиналом, размеры которого не соответствуют размерам будущего изделия, т. е. когда рисунок оригинала больше или меньше требуемого в гравёрном исполнении и его необходимо увеличить или уменьшить

Широко применяется способ увеличения или уменьшения размера оригинала при помощи сетки. Вокруг рисунка, подвергающегося увеличению, вычерчивают рамку карандашом тонкими линиями. Делят площадь в рамке пополам по вертикали и горизонтали, а полученные четверти, в свою очередь, делят линиями на восьмушки, шестнадцатые, тридцать вторые и т. д. Для удобства работы точки деления сторон рамки, в которую заключен рисунок, нумеруют по горизонтали и вертикали цифрами. Затем на бумаге чертят подобную рамку, увеличенную или уменьшенную в нужное число раз относительно оригинала, и делят ее на такое же число клеток. После этого рисунок перерисовывают по частям, перенося поочередно изображение из каждой клетки оригинала в соответствующую клетку на бумаге. Чем больше число клеток в сетке, тем точнее получится переводимый оригинал. На рис. 90 показано изображение, увеличенное в два раза относительно оригинала. Если оригинал необходимо сохранить, рекомендуется скопировать рисунок на бумагу и построение сетки производить по копии.

Оригинал и изображение, увеличенные в два раза

Рис. 90. Оригинал и изображение, увеличенные в два раза

Для приобретения основных навыков в гравировании штихелями необходимо проделать ряд упражнений возрастающей сложности.

  1. Гравирование прямых параллельных линий, заранее размеченных на определенном расстоянии друг от друга (рис. 91, а).
  2. Гравирование взаимно перпендикулярных прямых линий в виде квадратной сетки (рис. 91, б).
  3. Гравирование углов с заданным интервалом (рис. 91, в).
  4. Получение различного тона цвета (от черного до белого) в окружности, разделенной на четыре части путем изменения размера между линиями (рис. 91, г).
  5. Гравирование концентрических окружностей определенных диаметров, что еще более закрепляет необходимый практический опыт, накопив который, можно приступать непосредственно к гравированию по глянцу различных текстовых обозначений (рис. 91, д).
  6. Гравирование параллельных волнообразных линий, что в значительной степени развивает твердость руки, необходимую при изменении направления резания в сочетании с поворотом детали навстречу режущей кромке штихеля (рис. 91, е).
  7. Выполнение обронных работ, к которым приступают после овладения вышеуказанными приемами. Эти работы осуществляются обычно на заготовках из хрупкого материала (латуни ЛС59 или инструментальной стали У8А). Заготовку, выполненную по заданным размерам, размечают в зависимости от числа и размера знаков, т. е. букв и цифр, затем прорезают канавки, определяющие расстояние между двумя буквами. Например, для гравирования слова «контроль» его размечают в зеркальном изображении исходя из количества знаков, и прорезают канавки шпицштихелем так, чтобы все прямоугольные площади были одинаковой высоты и ширины. В дальнейшем эти размеры не следует изменять, так как они являются размерами будущих букв.

Рисунки для тренировочных упражнений

Рис. 91. Рисунки для тренировочных упражнений

Работа по гравированию ведется штихелем соответствующих профилей в зависимости от гравируемой буквы. Так, при гравировании буквы О применяется флахштихель для подрезки и закругления наружных углов, а для выборки внутренней выемки — боль-штихель. При нанесении буквы Н используют шпицштихель и флахштихель, а буквы Р — флахштихель, шпицштихель и боль-штихель и т. п. На рис. 91, ж видны (на не до конца выгравированных буквах) характерные вырезы, присущие штихелям различных профилей.

Одной из разновидностей гравирования является также изготовление инструмента для вырезания букв, цифр и других изделий из липкой ленты, т. е. специальных буквенных, цифровых и других знаков ножевого типа. Потребность в таких знаках вызвана всевозрастающим развитием электронных устройств, производство которых невозможно без применения печатных плат, куда, в свою очередь, требуется большое число букв, цифр и различных контактных площадок. Инструменты ножевого типа изготовляют из стали марки 4X18, а процесс гравирования ведется как механическим, так и ручным способом.

Приступая к работе, прежде всего выбирают заготовку, соответствующую габаритным размерам буквы с припуском на обработку 0,6—0,7 мм (рис. 92). Например, если высота знака в готовом виде должна быть 10 мм, то высота заготовки в данном случае берется равной 11,5 — 12 мм. Затем при помощи резца-фрезы делают выборку соответствующих углублений с внутренней и наружной стороны в зависимости от силуэта буквы или цифры.

Знаки ножевого тип

Рис. 92. Знаки ножевого тип

После завершения машинного гравирования приступают к ручной обработке знака при помощи штихелей, добиваясь «остроты знака» (режущая кромка равна 0,05 мм) за счет снятия припуска. Гравирование ведется срезанием припуска на конус к основанию, вследствие чего и получается режущая кромка знака.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru