Уроки керамики

ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО

   

Введение

Гончарный круг появился примерно в 3500 до н.э. Сначала он был применен в Месопотамии, позднее — в культурах Малой Азии и Египта. В следующем тысячелетии нововведение достигло Крита, а затем — Греции. В седьмом веке керамика достигла Италии. В Китае она, очевидно, использовалась в период династии Хана (1206 до. н. э. — 220 н. э.), а оттуда проникла в Корею и Японию.

Использование гончарного круга не только позволяло древним гончарам ускорить производство изделий, но и дало возможность экспериментировать с более пластичными видами глины, которые больше подходили для гончарного круга. В то же время это позволило варьировать формы, сохраняя при этом округлость.

Новичкам в гончарном деле лучше работать с простыми формами. Сначала кажется невозможным получить желаемые результаты на станке с вращающимся изделием. Только с практикой бесформенную массу глины можно превратить в полое симметричное изделие, в котором выпуклости или вогнутости, плоские и контурные поверхности образуют единое целое.

Технология гончарного производства обычно состоит из двух операций: формование керамического изделия и его обтачивание. Первая операция включает формование изделия из комка хорошо замешанной глины или другой керамической массы посредством установки ее на вращающийся с определенной скоростью круг. Зга первая операция может быть разделена на четыре этапа: центровка глиняной массы на шлифовальном круге; открытие комка; подъем стенок; формование изделия.

Обтачивание является продолжением предыдущего процесса, хотя не все керамические изделия нуждаются в этом. На первом этапе снимаются излишки глины или другой керамической массы, стенкам придается более равномерная толщина и завершается формование изделия. Для этой операции изделие должно быть высушено до кожетвердого состояния. Следующие этапы обработки — сушка и обжиг изделия.

Профессионалы используют методы, аналогичные здесь описанным, несмотря на то что технологии в искусстве керамики очень индивидуальны и существует множество основных процессов, используемых всеми гончарами.

Данная книга дает необходимые сведения и инструкции для начинающих гончаров в освоении этого древнего ремесла.

Изготовление керамики на круге может показаться обманчиво простым при наблюдении за работой опытного гончара. Но новички не должны пугаться трудностей, с которыми они вскоре столкнутся. Необходимое мастерство ручного труда составляет основу, и каждый может им овладеть; особых требований к процессу обработки нет, но следует методично овладевать навыками изготовления керамики. Самое важное — научиться правильно класть руки и пальцы на комок глины или другую сырьевую массу. Гончарное искусство требует большого терпения и спокойствия — качеств, существенных не только для приобретения достаточных навыков, чтобы освоенное ремесло доставляло удовольствие, но также для достижения личного художественного обогащения.

С наилучшими пожеланиями,
Хоаким-Мануэль Чаварра Климент

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru