Учебник для 6 класса

География

§ 51. Человек и биосфера

Вспомните

  • Какую роль в жизни человека играют растения? Для чего человеку нужны сельскохозяйственные животные? Какие растения и животные выращиваются в вашей местности?

Человек — часть биосферы. Человек не может жить вне природы и независимо от нее. Люди — живые существа, и человеческий организм живет и развивается по биологическим законам. В древнейшие времена люди всецело зависели от биосферы, собирая растения, охотясь на животных.

Но и в современном мире, несмотря на гигантские достижения человека, эта зависимость остается очень высокой. Растения и животные, так же как и в древности, — основной источник человеческой пищи. Они служат также материалом для постройки жилищ, изготовления бумаги, одежды и многого другого. Кроме того, живая природа благотворно влияет на самочувствие людей, является источником их творческого вдохновения. Но биосфера не всегда «дружественна» по отношению к человеку. Многие растения и животные ядовиты, некоторые микроорганизмы вызывают опасные заболевания.

Например, малярийные комары при укусах передают человеку микроскопических паразитов, вызывающих тяжелое заболевание — малярию. Крысы и мыши, которые издавна приспособились к жизни рядом с людьми, распространяют возбудителей тифа и чумы.

Воздействие человека на биосферу. Воздействие людей на биосферу усиливается по мере роста их численности и развития хозяйства. Первобытные люди не наносили биосфере большого вреда. Их было мало, а примитивное хозяйство не нарушало природу. Современное же хозяйство дает человеку много благ, но губительно действует на биосферу. Безвозвратно исчезают многие виды живых организмов, разрушаются почвы. Постоянно сокращается площадь лесов. Их вырубают с целью заготовки древесины и освобождения территорий для ведения сельского хозяйства.

По вине человека только с начала XVII в. вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих (рис. 177). Тысячи видов растений и животных находятся на грани уничтожения. Растения становятся редкими из-за пожаров, сбора ягод, цветов и лекарственных трав, выкашивания трав и рубки деревьев. Животные исчезают из-за охоты на них, уничтожения пригодных для их жизни мест.

Рис. 177. Животные, исчезнувшие по вине человека: а — дронт; б — бескрылая гагарка; в — странствующий голубь; г — морская корова

Несмотря на хозяйственную деятельность человека, растения и животные все равно исчезали бы. По мере развития жизни на нашей планете одни виды живых существ вымирают, а на смену им приходят новые. Но этот процесс протекает очень медленно: за тысячу лет исчезает примерно один вид организмов. В наше же время по одному виду организмов исчезает ежедневно!

Хозяйственная деятельность людей часто разрушает почвы. На лишенных растительности пашнях и вытоптанных домашним скотом пастбищах почвы выдуваются ветрами, вымываются поверхностными водами. При избыточном орошении полей почвы становятся непригодными для использования, так как в них накапливаются угнетающие рост растений соли.

Заболевания и гибель растений и животных, загрязнение атмосферы, гидросферы и почв вызываются отходами хозяйственной деятельности людей. Уже около 10% видов растений и несколько тысяч видов зверей и птиц нуждаются в охране.

Для спасения живой природы ученые выявляют редкие и исчезающие виды растений и животных и заносят их в Красную книгу. В разных странах принимают специальные законы об охране биосферы.

Рис. 178. Доля охраняемых территорий в разных странах мира

Для сохранения отдельных видов организмов и целых природных сообществ в разных районах мира создано больше 3 тысяч заповедных территорий (рис. 178). В них запрещена или ограничена любая хозяйственная деятельность, отдых людей и туризм.

Вопросы и задания

  1. Как вы можете помочь охране растений и животных?
  2. Докажите, что с развитием человечество не стало меньше зависеть от природы.
  3. Посмотрите в словаре значения слов: заповедник, национальный парк, заказник, памятник природы. В чем сходство между ними, а в чем различие? Какие охраняемые территории расположены в вашей местности или поблизости от нее? Какие растения и животные в них охраняются? Составьте рассказ об одном из них.

Итоговые вопросы и задания

  1. Что такое биосфера? Каковы ее составные части?
  2. Как происходит биологический круговорот в природе? Каково его значение для нашей планеты?
  3. Почему все внешние оболочки Земли находятся под влиянием живых организмов?
  4. Какие изменения произошли бы на Земле, если бы на ней исчезли растения?
  5. Как распределяется живое вещество на нашей планете? От чего зависит насыщенность биосферы жизнью?
  6. Толщи Мирового океана сильно отличаются разнообразием и насыщенностью живыми организмами. Каковы главные причины их неравномерного распространения?
  7. От каких причин зависит распространение живых организмов на суше?
  8. Сравните влажные экваториальные леса и леса умеренного пояса по следующим признакам: географическое положение, особенности климата, растительность и животный мир, значение для природы Земли.
  9. Какие леса распространены на территории России? Почему к ним нужно бережно относиться?
  10. Есть ли лес в вашей местности? Побывайте в нем и назовите преобладающие породы деревьев и кустарников.
  11. В каких климатических условиях на равнинах распространяются саванны и степи, а в каких — пустыни?
  12. Почему почву считают связующим звеном между живой и неживой природой?
  13. Подберите из книг, журналов, газет, телевизионных передач примеры влияния деятельности человека на почвы, растительный и животный мир, биосферу в целом.
  14. Используя дополнительную литературу, выясните причины, по которым в Африке сокращается число слонов. Подготовьте сообщение на тему «Охрана африканских слонов».
  15. Как вы участвуете в деле охраны растений и животных? Какие меры вы бы предложили для сохранения природы своей местности?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru