Учебник для 6 класса

География

§ 22. Человек и земная кора

Вспомните

  • Чем опасны для человека землетрясения и извержения вулканов? Почему эти опасные явления бывают чаще всего в горах? Какие полезные ископаемые вы знаете? Приведите примеры твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых.

Как земная кора воздействует на человека. Земная кора — это каменная основа, которая необходима для существования человека. Люди расселяются и хозяйствуют, приспосабливаясь к рельефу. На равнинах проще строить здания и дороги, вести сельское хозяйство, поэтому 8/10 всего населения планеты обитает на равнинах. Только 1% человечества живет в горах выше 2000 м над уровнем моря.

В горах часто наблюдаются грозные и разрушительные природные явления, осложняющие жизнь человека. Это не только землетрясения и извержения вулканов, о которых вы уже знаете, но и обвалы, оползни (рис. 75, 76).

Рис. 75. Обвал

Обвал — это отрыв от обрывистых склонов и обрушение вниз огромных масс горных пород.

Причины обвалов и оползней могут быть как природными (землетрясения, размыв склонов), так и антропогенными (постройка тяжелых зданий, прокладка дорог, уничтожение растительности на склонах). Обвалы и оползни происходят внезапно и часто приводят к большим разрушениям и гибели людей.

Горные обвалы нередко запруживают реки, которые разливаются и образуют озера. Так в горах Памира образовалось Сарез-ское озеро, а на Кавказе — озеро Рица.

Из-за сложного рельефа, сурового климата и опасных природных явлений города и промышленные предприятия в горах располагаются на высотах до 1500 м над уровнем моря. Выше люди занимаются только сельским хозяйством и добычей полезных ископаемых. Живописные участки высоких гор используются для альпинизма и горнолыжного спорта.

Рис. 76. Оползень

Оползень — это сползание горных пород вниз по склонам.

Как человек вмешивается в жизнь земной коры. Человеческая деятельность все активнее влияет на земную кору. Самое большое воздействие оказывает добыча полезных ископаемых. Как и любые горные породы, полезные ископаемые бывают осадочными, магматическими и метаморфическими. Скопления полезных ископаемых в земной коре образуют месторождения. Месторождения осадочных полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, соли) приурочены к равнинам. Магматические полезные ископаемые, например руды цветных металлов, образуются чаще всего в горах.

Рис. 77. Добыча нефти и газа

Полезные ископаемые извлекают из недр разными способами. Нефть и газ добывают через скважины (рис. 77), твердые полезные ископаемые — в шахтах (рис. 78). Для добычи многих полезных ископаемых устраивают открытые карьеры. Но добыча в них возможна только там, где полезные ископаемые залегают не очень глубоко от поверхности.

Открытые карьеры, шахты и подземные сооружения создают большие пустоты. Они нарушают равновесие земной коры и вызывают опускания и обрушения земной поверхности. Опускания земной коры происходят и под разрастающимися городами, особенно крупными. Постройки в городах вдавливают поверхность земли. Скорость искусственных опусканий соизмерима со скоростью природных вертикальных движений земной коры и даже превышает ее. Так, отдельные участки Токио (Япония) опускаются на 20 см в год, а Мехико (Мексика) — даже на 30 см.

Рис. 78. Добыча полезных ископаемых в шахте

Шахта очень дорогое сооружение. Работать людям под землей трудно.

Крупные плотины и водохранилища, создаваемые при строительстве гидроэлектростанций, также оказывают на поверхность огромное давление. Из-за этих нагрузок увеличивается подвижность земных слоев и возникают искусственные землетрясения. Они отмечены во многих странах — Италии, Франции, России.

При добыче полезных ископаемых и строительных работах из недр Земли извлекается огромная масса горных пород — по 20 т на каждого жителя планеты в год. После переработки полезных ископаемых ненужную породу ссыпают на поверхность. Так образуются искусственные горы — отвалы и терриконы (рис. 79). Они уродуют поверхность и загрязняют окружающую местность.

Рис. 79. Образование отвалов и терриконов

Ветер поднимает над отвалами и терриконами пыль. В состав этой пыли иногда входят ядовитые вещества. Люди, живущие поблизости, часто страдают хроническими заболеваниями.

Чтобы уменьшить ущерб, наносимый природе, извлекаемые из глубин породы должны находить применение. Перерабатывать отходы намного выгоднее, чем складывать их в отвалы. Породы из отвалов служат строительным материалом, ими засыпают овраги и карьеры.

По своим масштабам воздействие человека на земную кору уже сопоставимо с природными процессами. Для предотвращения неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности земную кору нужно охранять так же, как и другие природные объекты.

Вопросы и задания

  1. Приведите примеры разрушительных, неблагоприятных для человека природных явлений в земной коре.
  2. Какими способами добывают из земной коры полезные ископаемые? Наносит ли это вред окружающей среде?
  3. Можно ли человеческую деятельность считать геологической силой?
  4. Какие виды хозяйственных работ, воздействующих на земную кору, производятся в вашей местности?

Итоговые вопросы и задания

  1. Каково внутреннее строение Земли? Что такое земная кора?
  2. Из чего состоит земная кора? Как образуются магматические, осадочные и метаморфические горные породы?
  3. Начертите в тетради и заполните таблицу.

    Таблица 2

  4. Какие горные породы встречаются в вашей местности?
  5. Как связаны горные породы разного происхождения между собой? Правильно ли утверждение, что в земной коре происходит круговорот горных пород?
  6. Изобразите в тетради строение литосферы с двумя типами земной коры. Каковы соотношения между этими каменными оболочками?
  7. Начертите в тетради и заполните таблицу.

    Таблица 3

    Внутренними или внешними силами создаются наиболее крупные формы рельефа?

  8. Как вы думаете, какие силы — внутренние или внешние — начали действовать на Земле раньше? Какую роль в формировании рельефа играют внутренние силы, а какую — внешние? Сделайте вывод о причинах разнообразия рельефа Земли.
  9. Где на Земле наиболее часты извержения вулканов и землетрясения? Объясните причины совпадения районов их распространения.
  10. Пользуясь картами атласа и собственными наблюдениями, составьте характеристику равнины (или гор), где расположена ваша местность.

    План характеристики

    1. Название формы рельефа.
    2. Географическое положение:
      1. в какой части страны находится;
      2. с какими другими крупнейшими формами граничит;
      3. как расположена относительно морей и крупных рек;
      4. между какими меридианами и параллелями находится;
      5. в каком направлении протягивается и на какое расстояние (на сколько километров).
    3. Главные свойства:
      1. какую имеет абсолютную высоту и к какой группе по высоте относится;
      2. в каком направлении понижается (повышается);
      3. самая высокая (низкая) точка поверхности, ее название и географические координаты.
    4. Особенности хозяйственного использования: наличие поселений, дорог, полезных ископаемых.
    5. Нарушения поверхности, вызванные деятельностью человека.
  1. Нарисуйте схематический разрез рельефа дна любого океана по вашему выбору. На разрезе изобразите основные формы рельефа и подпишите названия тех из них, которые обозначены на карте полушарий.
  2. Расскажите о явлениях, возникающих в земной коре и на ее поверхности под воздействием человеческой деятельности.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru