Учебник для 5 класса

География

       

15. Имена на карте мира (практикум)

Географические названия — едва ли не самые древние памятники, созданные человеком. В них отражены история языков и стран, процесс освоения человеком новых пространств, духовная жизнь народов. Всё, что происходило на Земле, запечатлено в россыпи имён на географической карте. Внешне никак не связанные, они составляют прочное единство. Словно путеводная нить, древние и новые названия связывают прошлое и настоящее. На карте вы найдёте множество географических названий, связанных с именами путешественников и первооткрывателей.

Наука, которая изучает происхождение географических названий на Земле (материков, океанов, стран, городов и т. д.), называется топонимика (от греч. «топес» — место и «намэ» — имя).

Задание 1

Пользуясь текстом учебника и географическим атласом, заполните в тетради таблицу «Великие географические открытия и путешественники».

Великие географические открытия и путешественники

Задание 2

Систематизируйте в тетради материал о российских экспедициях и их участниках в форме таблицы «Российские экспедиции».

Российские экспедиции

Задание 3

Обозначьте на контурной карте географические объекты, названные именами выдающихся исследователей, — Виллема Баренца, Ивана Крузенштерна, Николая Миклухо-Маклая, Фритьофа Нансена, Владимира Обручева, Николая Пржевальского, Георгия Седова, Ерофея Хабарова. Подготовьте сообщение о ком-либо из них на свой выбор, пользуясь дополнительными источниками географической информации.

Для любознательных

  • Многие из Великих географических открытий сделаны прославленными португальскими мореходами. Этих отважных людей называли «капитанами принца Генриха», прозванного «Мореплавателем», потому что именно он являлся главным организатором этих экспедиций. В 1418 году по приказу принца Генриха были основаны обсерватория и мореходная школа, куда он пригласил учёных со всего Средиземноморья. Перед ними стояла задача: усовершенствовать способы навигации и обучить им португальских моряков. Кроме того, в мореходной школе специалисты занимались разработкой новых кораблей.
  • В 1701 году по указу Петра I в Москве была открыта школа математических и навигационных наук, или, как её чаще называли, «Навигацкая школа». Она размещалась в Сухаревской башне. Там готовили будущих морских офицеров и картографов. В школу принимали юношей в возрасте от 17 до 25 лет. Многие её выпускники участвовали в составлении географических карт России.
  • В 1745 году под руководством великого математика Леонарда Эйлера был создан первый русский национальный «Атлас Российской империи, состоящей из девятнадцати специальных карт, представляющих Российскую империю с пограничными землями, сочинённый по правилам географическим и новейшим обсервациям...». В 1748 году опубликован «Реестр ландкартам, чертежам и планам Российской империи...», в котором на 80 страницах дано 548 карт.
  • Компас придумали китайцы. Около 3 тыс. лет назад в столицу Китая с ценными подарками прибыли послы с юга, из Вьетнама. Китайцы радушно приняли гостей и, щедро наградив их, отпустили с миром. Однако вскоре послы вернулись: они никак не могли найти дорогу домой. Тогда китайцы подарили им забавного «провожатого» — Чи-на-на — деревянного человечка с вытянутой вперёд правой рукой. Человечек был укреплён на передке тележки. Куда бы тележка ни поворачивалась, рука фигурки, внутри которой находился магнитный «камень», указывала на юг. Это был прототип современного компаса.

Проверь себя

  1. Что являлось главным источником географических представлений в древности?
  2. Кто из учёных впервые предложил правильную модель системы мира?
  3. Вспомните, какие единицы измерения расстояний люди использовали в древности.
  4. Что такое географические координаты? Кто их придумал? Зачем они нужны?
  5. Рассмотрите рисунок, на котором изображена одна из первых карт Эратосфена, сравните её с современной картой полушарий. Сформулируйте вывод о том, как изменились представления человека о Земле.
  6. Кто такой Марко Поло?
  7. Расскажите о географических открытиях учёных Востока в Средние века.
  8. Кого и почему называли «великим странником»?
  9. С какой целью европейцы искали морской путь в Индию?
  10. Вспомните, чем знаменит Бартоломеу Диаш.
  11. Кто открыл Америку?
  1. Назовите имя мореплавателя, который первым из европейцев достиг берегов Индии.
  2. Кто из мореплавателей XV века открыл земли Западного полушария (Новый Свет)?
  3. Назовите имена первооткрывателей Антарктиды.
  4. В честь какого великого путешественника назван пролив, разделяющий Южную Америку и остров Огненная Земля? Найдите его на физической карте мира.
  5. Назовите имя человека, первым совершившего кругосветное плавание в XVI веке.
  6. В чём состояла главная задача Великой Северной экспедиции?
  7. Найдите на карте мира и покажите географические объекты, названные в честь Петра I, M. Ломоносова, В. Баренца, С. Дежнёва, В. Беринга.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru