>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебник для 11 класса

       

ГЕОГРАФИЯ

§ 3. Как менялась географическая и товарная структура мировой торговли?

До середины XVI в., пока Великие географические открытия не расширили пространство экономических и политических интересов европейских держав, в мировой торговле участвовало ограниченное число стран. Главные причины тому — отсутствие достоверной информации народов друг о друге, нестабильность, частые войны и слабое развитие транспортных средств. Международная торговля состояла в перевозке дорогих и редких товаров: шёлка, золотых и ювелирных изделий, пряностей.

Главными международными торговыми путями были: Великий шёлковый путь, связывающий Европу и Азию, путь «из варяг в греки» — торговля между Северной и Южной Европой, а также транссахарская торговля, контролируемая арабскими купцами, конечными пунктами которой были богатейшие города на побережье современного Марокко — Сеута и Мелилья, откуда золото переправлялось в Европу.

В XVI—XVII вв. торговля европейских государств с Востоком явилась базой первоначального накопления капитала для зарождающейся промышленности, которая, развиваясь, требовала новых рынков сбыта и дешёвых источников сырья. Великие географические открытия, развитие транспорта стали первыми факторами глобализации мирового хозяйства. С начала XVIII в., когда европейцы начали экономическое освоение Нового Света, мировая торговля начала приобретать глобальный характер. Кардинально изменилась не только её география, но и товарная структура. Торговать стали большими по весу грузами: сырьём, сельскохозяйственной продукцией, продукцией развивающейся обрабатывающей промышленности.

Новый взгляд на экономическую география и теорию международной торговли

Пол Кругман — лауреат Нобелевской премии по экономике 2008 г. за «анализ структуры международной торговли и размещения хозяйственной деятельности».

Пол Кругман — выпускник Йельского университета (США), профессор экономики и международных отношений Принстонского университета, постоянный автор экономических обзоров в газете The New York Times. Преподавал в Йеле, Стэнфорде, Массачусетском технологическом университете, Лондонской школе экономики. Автор 20 монографий и более 200 научных статей.

Рис. 207. Пол Кругман (р. 1953)

Нобелевскую премию Пол Кругман получил за статью «Экономия от масштаба, монополистическая конкуренция и международная торговля», опубликованную в 1979 г.

В статье объясняются причины специализации стран на мировых рынках в условиях неполной конкуренции с учётом эффекта экономии от масштаба производства, а также новые модели экономической географии, вскрывающие причины концентрации населения в крупных городах и миграции.

Новая теория внешней торговли. Пол Кругман утверждал, что классическая теория «сравнительного преимущества» Д. Рикардо перестала «работать»: ранее развитые страны, используя свои конкурентные преимущества, поставляли продукцию обрабатывающей промышленности развивающимся странам, которые, в свою очередь, специализировались на поставках природных ресурсов и трудоёмкой сельскохозяйственной продукции.

К концу XX в. основные товарные потоки стали направляться из развитых стран в развитые страны. Кроме того, торговые потоки стали развиваться внутри отраслей: развитые страны и продают, и покупают одинаковую продукцию на мировом рынке.

Заинтересовавшись этим противоречием, Кругман предложил новую теорию для объяснения товаропотоков, содержащую два основных положения.

Экономия от масштаба позволяет фирме увеличивать производство при одновременном сокращении издержек на единицу продукции, т. е. чем больше размеры фирмы, тем она более эффективна.

Монополистическая конкуренция означает, что каждая фирма является монополистом по производству своего бренда. В условиях экономии от масштаба и монополистической конкуренции при росте размера рынка за счёт потребителей из другой страны, увеличивается количество брендов, растёт конкуренция, снижаются издержки производства и цены.

Эта теория объяснила процессы, происходящие в современной международной торговле, и предсказала основные тенденции её развития: географическое распределение производства, изменение цен на ресурсы, мобильность трудовых ресурсов и капитала. Эта теория активно используется для прогнозирования результатов торговых союзов.

Новая экономическая география: мобильность трудовых ресурсов и транспортные издержки. Пол Кругман математически выявил экономический механизм, обеспечивающий концентрацию деловой активности в одних регионах страны и её снижение — в других; смоделировал товарные потоки, размещение производства и потребителей в пространстве.

Он считал, что эффект агломерации промышленности неизбежно приведёт к миграции населения и производства: производство будет стремиться к размещению в регионах с большими рынками для того, чтобы экспортировать продукцию на малые рынки. При этом стоимость жизни будет ниже в районах концентрации промышленности (из-за снижения транспортных издержек). Эти взаимодействия определяют особенности регионального развития и неизбежность развития экономики по модели «центр—периферия». Этот подход вырос в новую сферу экономической науки, которую экономисты назвали «новая экономическая география», и оказал влияние на исследования в области региональной экономики и экономики города.

Кроме научной работы Пол Кругман активно занимается практической деятельностью. Его понятные и доступные публикации по самым актуальным экономическим проблемам, предупреждение о причинах и последствиях последних кризисов привлекают всё больше читателей.

Рецепт успеха Нобелевского лауреата:

  1. слушай умных людей;
  2. подвергай сомнению вопросы;
  3. имей смелость казаться глупым;
  4. упрощай, упрощай.

Торговые пути древности

Великий шёлковый путь — древний торговый путь из Европы в Китай через оазисы Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока существовал со II в. до н. э. Название торговому пути дали перевозимые товары — по этой дороге европейцы получали шёлк из Китая, а в Китай, соответственно, поступали европейские товары — шерсть, золото.

Логистика древней караванной торговли была выработана чётко: в начале пути из Европы в Китай товары везли на телегах и повозках, лошадях; после Памира перегружали на верблюдов, передвигаясь от оазиса к оазису в среднем по 20 км в день. Купцы брали с собой и товары из последнего места пребывания и продавали их по дороге.

Предприниматели того времени — купцы — высоко оценивали «предпринимательский климат» далекого Китая. Так, арабский путешественник Ибн Баттута (1304—1377) писал: «...Китай — самое безопасное и лучшее место в мире для путешественника. Путник один может совершить переход в девять месяцев и ничего не бояться, даже если он нагружен сокровищами. На каждой станции есть гостиница, за которой присматривает специальный офицер с отрядом пеших и конных солдат».

Рис. 208. Важнейшие торговые пути древности. Великий шёлковый путь (II в. до н. э — XVII в.)

В XIII—XIV вв. по этому пути путешествовал венецианский купец Марко Поло, оставивший об этом письменные свидетельства в своей «Книге о разнообразии мира».

Ныне по большей части дорог Великого шёлкового пути проложены современные железные и автомобильные дороги.

Рис. 209. Венецианские купцы в Китае (рисунок из книги Марко Поло, 1412 г.)

Рис. 210. Важнейшие торговые пути древности. Города — члены Ганзейского торгового союза (XIII—XVII вв.)

Рис. 211. Рост объёмов мировой торговли товарами и услугами, 1950—2008 гг.

За XVIII в. объём мировой торговли возрос в 5 раз, а за XIX в. — почти в 10 раз. К концу XIX в. у Англии — «мастерской мира» и «владычицы морей», лидировавшей в мировой торговле, — появились серьёзные конкуренты — Германия, Франция, США. Заметную роль в мировой торговле начали играть колонии — Индия, Бразилия, Аргентина, Китай. К началу XX в., по оценкам Всемирной торговой организации, объём мирового внешнеторгового оборота составил 40 млрд долл., из них на долю Европы приходилось 50%, на долю Северной Америки — 20%, а на колониальные и зависимые страны — 15%.

За первую половину XX в. мировой товарооборот увеличился более чем в 2,5 раза. С 50-х гг. XX в. среднегодовые темпы прироста внешней торговли были значительно выше темпов прироста ВВП. За вторую половину XX в. мировой товарный экспорт вырос почти в 10 раз (рис. 211).

Географическая структура товарного экспорта. К началу XXI в. Западная Европа была основным мировым экспортёром: на долю региона приходилось 43% стоимости товарного экспорта, в том числе на 27 стран Европейского союза — 42%. Доля Азии в мировом товарном экспорте составляла 31%, в том числе на долю Китая (включая Сянган и о. Тайвань) приходилось почти 12%, Японии — 6%. Доля Латинской Америки и Африки составляла по 3—4% (рис. 212).

Рис. 212. Доля регионов в мировом экспорте, 2008 г.

На долю 50 стран — лидеров в мировой торговле приходилось почти 95% стоимости товарного экспорта и импорта, в том числе на долю 10 стран-лидеров — почти половина.

В последние десятилетия XX в. США значительно превосходили все страны мира по объёму внешнеторгового оборота (доля в мировом экспорте в среднем 13%, в импорте — 11 %) и вывозу капитала; второе место занимала ФРГ, третье — Япония, которая за 1960—1990-е гг. увеличила свою долю в мировом экспорте почти в два раза. К концу XX в. Китай вошёл в десятку ведущих торговых держав (в 1980 г. — 20-й в списке лидеров), с долей в мировом экспорте 3,4%. К началу XXI в. резко возросли темпы экономического развития и экспорта Китая. Среднегодовые темпы прироста экспорта в XXI в. (около 30%) вывели Китай в число мировых лидеров в мировой торговле. Доля Китая вместе с Сянганом и Макао (САР Китая) и островом Тайвань к 2008 г. составляла почти 13%, что больше долей ФРГ и США (табл. 17).

Задание 20. Как изменялась доля регионов в мировой торговле в 1950—2005 гг.?

Главные товаропотоки. Наиболее сильно внутрирегиональная торговля развита в Европе и Северной Америке; наиболее слабо — в регионах с однотипной структурой экономики (табл. 18).

Таблица 17. Доля регионов в мировом объёме экспорта товаров, 1950-2008 гг.

1 В классификации стран и территорий мира, используемой ВТО, Мексика как член НАФТА (Северо-Американской зоны свободной торговли) относится к региону Северная Америка.
2 К новым индустриальным странам отнесены Сянган, Республика Корея, о. Тайвань, Сингапур, Таиланд, Малайзия.

Товарная структура мирового экспорта зависит от особенностей развития экономики стран (регионов) и специфики их участия в международном разделении труда. В целом по миру в начале XXI в. в товарной структуре мирового экспорта преобладала продукция обрабатывающей промышленности, доля которой в стоимости мирового экспорта за последние 40 лет выросла в два раза.

Товарная структура экспорта различается по регионам. Так, на Ближнем и Среднем Востоке в структуре экспорта преобладают нефть и нефтепродукты, в Латинской Америке — сельскохозяйственные продукты, продукция обрабатывающей промышленности и готовые изделия, в Азии — продукция обрабатывающей промышленности (рис. 213, 214).

Рис. 213. Страны — лидеры в мировом экспорте товаров (А) и услуг (Б), 2008 г.

Рис. 214. Товарная структура мирового экспорта, 2010 г.

В условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира география внешней торговли сильно зависит от политической ориентации. Торговые санкции и экономическая блокада государств, нарушающих нормы международного права, стали действенным оружием в политической жизни современного мира (например, вводившиеся в конце XX в. запреты на торговлю с КНДР, Ираком, Сербией).

Таблица 18. Географическая структура товарного экспорта регионов, 2008 г., %

География внешней торговли стран Восточной Европы кардинально изменилась после Второй мировой войны, что было следствием их вхождения в сферу геополитических интересов СССР. Геополитический фактор был главным для формирования территориальной и отраслевой структуры хозяйства, специализации в рамках Совета экономической взаимопомощи (интеграционного объединения социалистических стран). Переход к рыночным отношениям в 1990-е гг., политическая ориентация на связи со странами Западной Европы, а позже — вступление в Европейский союз привели к изменениям как в структуре производства, так и в географии внешней торговли.

Изменение географии внешней торговли потребовало изменения в транспортной инфраструктуре, которая ранее была ориентирована на связи с СССР и другими странами Восточной Европы.

Таблица 19. Стандартная международная торговая классификация товаров

Статистические показатели и источники данных для анализа внешней торговли. К числу важнейших показателей, используемых при анализе географии внешней торговли, относятся следующие:

  1. объёмы экспорта, импорта, внешнеторгового оборота (сумма стоимости экспорта и импорта);
  2. объёмы экспорта, импорта, внешнеторгового оборота в расчёте на душу населения, 1 км2 национальной территории;
  3. индексы экспорта, импорта, внешнеторгового оборота, рассчитываемые как отношение объёмов предыдущего года к настоящему;
  4. доля экспорта, импорта, внешнеторгового оборота в соответствующих мировых показателях;
  5. сальдо внешней торговли (разница между экспортом и импортом);
  6. структура импорта (экспорта) — соотношение стоимости товарных групп к общей стоимости импорта (экспорта);
  7. доля импорта в потреблении показывает зависимость национальной экономики от международной торговли;
  8. коэффициенты международной специализации страны.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru