>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебник для 11 класса

       

ГЕОГРАФИЯ

§ 6. Как управлять территориальной структурой города?

Практически во всех экономически развитых странах существует государственное регулирование размещения предприятий и учреждений в городах. Его целью является сохранение высокого качества среды и её привлекательности.

Регулирование городского расселения в США. В Соединённых Штатах Америки в начале XIX в. в целях пожарной безопасности в городах разрешалось строительство домов только из кирпича и камня, покрытых железом или черепицей.

К началу XX в. были приняты законы, регулирующие внутреннюю территориальную структуру городов. Первые из них лишили владельцев земли прав на недра под участком и на воздушное пространство над ним. В 1909 г. по закону «О зонировании Лос-Анджелеса» территория города была разделена на жилые и промышленные районы с целью оградить участки с частной жилой застройкой от угрожающего их качеству (и, соответственно, стоимости) индустриального соседства. В 1916 г. был принят закон «О зонировании Нью-Йорка», по которому в городе выделялось три зоны: жилищная, торговая и зона, использование которой не лимитировалось. Кроме того, были выделены участки, где ограничивалась высота зданий и плотность жилой застройки.

С 1960-х гг. регулирование городского расселения в США ведется исключительно экономическими мерами, которые по сути являются средством сегрегации жилых районов по имущественному и социальному положению жителей.

Существует ли оптимальная территориальная структура города?

Очевидно, что в структуре землепользования каждого города должны быть не только промышленные, торговые и жилые зоны, но и зоны рекреации, необходимые для отдыха людей и сохранения комфортности проживания. Модель поляризованного ландшафта даёт ответы на вопросы, какое взаимное расположение функциональных зон города может быть признано оптимальным, как уберечь парки, бульвары, реки (они ведь не приносят денег застройщику) от расширяющейся жилой и торговой застройки?

По модели Бориса Родомана оптимальной городской структурой может быть признано размещение, при котором агрессивные участки (промышленные предприятия, торговые центры) отделены от жилых районов так называемыми «зелёными клиньями» — парками, бульварами, зонами отдыха (рис. 58). По осям «зелёных клиньев», начинающихся в городских парках, должны протянуться туристические дороги, оборудованные согласно требованиям ландшафтной архитектуры. Только таким образом — при оптимизации территориальной структуры — природа может быть сохранена в индустриальном обществе.

Рис. 58. Оптимальная территориальная структура города. Переплетающиеся сети поляризованного ландшафта (по Б. Родоману):
1 - центры городов и скоростные дороги; 2 - жилые кварталы с постоянным населением и обрабатывающей промышленностью, безвредной для окружающей среды; 3 - сельское хозяйство высокой и средней интенсивности, морские плантации и промыслы; 4 - загородные природные парки для отдыха и туризма, экстенсивное сельское хозяйство (естественные сенокосы, пастбища); 5 - природные заповедники; 6 - рекреационные поселения и жилища (дачи, дома отдыха, турбазы, плавучие отели) и соединяющие их туристические маршруты, тропы, дороги, рейсы

Разрешение на застройку купленного участка даётся городскими властями только при условии выполнения требований к его площади, архитектурному стилю здания, размеру жилой площади (в конце XX в. для домов на окраине города она должна быть не менее 140 м2, а в некоторых наиболее престижных районах — около 200 м2, с обязательным бассейном, дорогостоящей замкнутой системой жизнеобеспечения и пр.). Эти требования автоматически делают жильё дорогим, ограничивая тем самым возможности для менее обеспеченных людей селиться в этих районах.

Широкое распространение получила система денежных компенсаций жителям за «потери в качестве жизни». Считается, что близкое расположение таких объектов, как тюрьма, психиатрическая лечебница, электростанция, промышленное предприятие, резко снижает качество и, соответственно, стоимость расположенного поблизости жилья.

Регулирование городского расселения в ЮАР. Существовавшая в ЮАР до 1990-х гг. XX в. система апартеида — раздельного проживания людей с разным цветом кожи — отразилась и в территориальной структуре городов: в крупных городах выделялись районы, в которых разрешалось проживание только белых или только чёрных граждан (рис. 59). В настоящее время, когда апартеид осуждён и отменён законодательно, существовавшая ранее система расселения продолжает оставаться и вряд ли скоро трансформируется, учитывая высокую стоимость земли и жилья в крупных городах. Чёрные жители с низким уровнем дохода просто не могут позволить себе изменить место жительства.

Рис. 59. Расовое зонирование г. Порт-Элизабет (ЮАР), 1950-е гг. Районы, законодательно выделенные для проживания:

  1. — белого населения;
  2. — цветного населения;
  3. — индийцев;
  4. — китайцев;
  5. — чёрного населения;
  6. — центральный деловой район.

Белым цветом показаны районы, где проживание не регламентировалось законом

Вынужденное переселение коренных жителей в «тауншипы» — «чёрные» пригороды — датируется началом XX в. Основная часть чёрных южноафриканцев проживала в крупных городах и работала на находящихся в непосредственной близости от городов шахтах и предприятиях, ежедневно совершая маятниковые миграции. Резкое повышение стоимости проезда сделало ежедневные перемещения невыгодными с экономической точки зрения. Чёрные африканцы были вынуждены продать своё жильё в городе и поселиться рядом с шахтами и заводами. Такие поселения расположены практически вокруг всех крупнейших городов ЮАР, например Дурбана, Йоханнесбурга (рис. 60).

Рис. 60. Пригород г. Йоханнесбурга (ЮАР)

Регулирование городского расселения в СССР. Существовавший в СССР в середине XX в. институт прописки и политика ограничения роста крупных городов фактически закрепляли граждан за определёнными населёнными пунктами. Только в начале 1990-х гг. институт прописки был отменён и признан противоречащим Конституции.

Регулирование городского расселения в Китае. Существующая в стране система «хуко», закрепляющая сельское население на месте конкретного проживания (аналог советской прописки), на сегодняшний день является основным тормозом индустриального развития Китая, поскольку препятствует миграциям преобладающего сельского населения на бурно развивающиеся промышленные предприятия городов.

Основные идеи темы

  • Экономическая структура города зависит от функционирования базового сектора городской экономики.
  • Характер использования земель в городах зависит от их транспортной доступности.
  • Цена на землю максимальна в центральном деловом районе и снижается по мере удаления от центра.
  • В территориальной структуре каждого города есть элементы трёх базовых моделей — концентрической, многоядерной, секторальной.
  • Регулирование территориальной структуры городов необходимо для обеспечения оптимального использования городского пространства.

Повторение и обобщение знаний по теме

  1. Объясните на конкретном примере взаимосвязь базового, обслуживающего секторов и сектора домашнего хозяйства. Сформулируйте модель Лоури.
  2. Каковы закономерности размещения участков с различной ценой на землю в крупном городе?
  3. Какие модели использования земель в городах вы знаете? В чём заключается особенность каждой из них?
  4. К какой модели использования земли в городах можно отнести ваш город? Почему?
  5. Каковы закономерности установления цены на жильё в городе?
  6. Почему бедняки иногда проживают в центре города, на дорогой земле, в неблагоустроенных жилищах, а более обеспеченные люди — на окраине, где земля дешевле?
  7. Какие методы регулирования территориальной структуры города существуют?

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru