>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 11 класса

       

ГЕОГРАФИЯ

§ 4. Каковы региональные особенности развития туризма?

Туризм (от tour — прогулка, поездка) — путешествие в свободное время — одна из самых динамичных отраслей современной мировой экономики. Если в XVIII—XIX вв. путешествия были уделом избранных, посмотреть новые места и отдохнуть на минеральных водах (рис. 191) могли только очень богатые люди, то в XX в. туризм (познавательный, спортивный, религиозный, горный, экологический и др.) стал массовым явлением и важной сферой человеческой деятельности.

Рис. 191. Питьевая галерея в г. Пятигорск (Россия), построенная на месте Елизаветинского источника, где в начале XIX в. собиралось «водяное общество», описанное в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Глобализация мировой экономики, рост благосостояния людей и увеличение свободного времени, развитие всех видов транспорта, инфраструктуры сферы услуг — отелей, банков, электронной коммерции, системы страхования и безопасности, с одной стороны, и стремление узнать и повидать новые места — с другой, привели к росту числа путешественников как во внутреннем, так и в международном туризме (рис. 193).

Рис. 192. Страны-лидеры по числу туристических прибытий, 2009 г.

За 1950—2010 гг. число людей, выезжающих на отдых за границу, возросло более чем в 20 раз и достигло почти 950 млн чел. в год. Европа является лидером среди регионов мира по прибытию туристов (около 60%) (рис. 192).

Рис. 193. Структура туристических поездок (по целям), начало XXI в.

В начале XXI в. в туристическом бизнесе занято 260 млн человек (11% экономически активного населения мира), расходы на туризм составляют более 10% от мирового ВВП. Для многих стран мира развитие туризма является важнейшим источником валютных поступлений. На его долю приходится треть мировой торговли услугами.

Важнейшими условиями развития туризма являются рекреационные ресурсы — привлекательные ландшафты и комфортный климат, памятники истории и культуры, а также условия сервиса и обслуживания. Экстремальные природные явления (землетрясения, цунами, тайфуны) способны полностью разрушить экономику стран, в которых туризм является основой экономики.

В последние десятилетия произошло изменение мотиваций туристических поездок: от «трёх S» — море — солнце — песок (Sea — Sun — Sand) к «трём L» — национальные традиции — пейзаж — досуг (Lore — Landscape — Leisure). Это вовлекает в орбиту туристического бизнеса новые территории (рис. 194, 195).

Рис. 194. Римский пантеон (г. Рим, Италия) — величайший памятник культуры приезжают посмотреть туристы из всех стран мира

Рис. 195. Пляж в г. Сазополь (Болгария). Массовый вид туризма — пляжный отдых на тёплом море

Рис. 196. Поделки местных ремесленников охотно покупают иностранные туристы, посещающие Гаити. Туризм считается важной отраслью экономики Гаити, относящейся к числу наименее развитых стран мира; доходы от туризма обеспечивают занятость и приток валютных поступлений

Развитие туризма оказывает положительный эффект на экономику принимающих регионов — активно развивается инфраструктура, обслуживающая туристов: растут отели, рестораны, предприятия малого бизнеса, производящие сувенирную продукцию (рис. 196, 197).

Рис. 197. Путешествия на арендованном или собственном мини-автобусе, оснащённом всей системой жизнеобеспечения, становятся всё более популярными в странах Западной Европы

Основные идеи темы

  • Сфера услуг — наиболее динамично развивающаяся отрасль экономики современного мира; доля сферы услуг в ВВП растёт во всех странах мира.
  • Услуги подразделяются на общехозяйственные, личные, деловые, социальные.
  • Уровень развития транспорта соответствует уровню концентрации производства и населения.
  • Транспорт — один из важнейших потребителей нефтепродуктов и загрязнителей окружающей среды.
  • В мировом грузообороте лидирует морской транспорт.
  • Развитие контейнерных перевозок и грузовых авиаперевозок — важнейшая тенденция в развитии мирового наземного транспорта.
  • Крупнейшие пассажирские аэропорты мира расположены в экономически развитых странах.
  • Распространение Интернета, средств коммуникаций и связи способствует глобализации мирового хозяйства.
  • Мировые финансовые центры располагаются в «мировых городах» и в офшорных центрах.
  • Компании, занимающиеся развитием розничной торговли, в своей деятельности обязательно учитывают факторы географического положения новых магазинов.
  • Туризм — одна из самых динамичных отраслей мирового хозяйства, на его долю приходится треть мировой торговли услугами.
  • Смена мотиваций путешествий — от отдыха на море к познанию национальных традиций — вовлекает в туристический бизнес новые территории.

Повторение и обобщение знаний по теме

  1. Какие отрасли относятся к сфере услуг?
  2. Каковы мировые тенденции изменения доли сферы услуг в ВВП и как эти тенденции проявляются в странах различных социально-экономических типов?
  3. Каковы основные составные части транспортной системы мира?
  4. Существует ли зависимость между уровнем развития транспорта и уровнем социально-экономического развития? Почему?
  5. Где размещены крупнейшие транспортные узлы мира — пассажирские аэропорты, морские грузовые и контейнерные порты?
  6. С какими факторами связана региональная концентрация крупнейших транспортных узлов мира?
  7. Какие статистические показатели используются для анализа транспорта?
  8. Какие особенности существуют в развитии мировой транспортной системы (туризма)?
  9. В каких профессиях нужны знания по географии мирового транспорта? Почему?
  10. Какова роль различных видов транспорта в перевозках грузов? Каковы преимущества и недостатки различных видов транспорта?
  11. Каковы региональные тенденции в распространении Интернета?
  12. Какие территории (страны и города) считаются мировыми финансовыми центрами?
  13. С какими факторами связано бурное развитие туризма во второй половине XX — начале XXI в.?
  14. Каково влияние туризма на экономическое развитие принимающих регионов?
  15. От каких географических факторов зависит успех развития туризма?

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru