>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 11 класса

       

ГЕОГРАФИЯ

§ 3. Где размещены мировые центры телекоммуникаций, рекламы, финансов?

Телекоммуникации и связь. Информация — ключевой ресурс для успешного бизнеса и эффективной политики, недаром говорят: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Телекоммуникации (стационарные и мобильные, спутниковые телефоны, оптоволоконная связь, Интернет) позволяют эффективно собирать и обмениваться информацией.

Подводные волоконно-оптические линии проложены через Тихий океан — 11,5 тыс. км (США — Гавайи — Япония), через Атлантический океан — 6,5 тыс. км (США — Западная Европа).

Технологический прогресс средств связи в последние десятилетия, их доступность для широких масс населения стали основой процесса глобализации (рис. 185).

Рис. 185. Рост числа пользователей Интернетом. Интернет изобрёл в 1989 г. Тим Бернерс-Ли — сотрудник Европейского научного центра ядерных исследований (штаб-квартира в г. Женева, Швейцария). Он создал внутреннюю сеть организации как гипертекстовый проект World Wide Web. Распространение Интернета шло очень быстрыми темпами. Наибольший охват Интернетом характерен для экономически развитых стран, а самые высокие темпы прироста — для развивающихся. Интернет открыл новые возможности для глобализации мирового хозяйства, образования и торговли

Развитие информационных технологий ведёт к изменению взаимодействия потребителей и производителей: они позволяют фирмам уйти из городов, сохраняя полный контакт со смежниками и центральными конторами. Развитые системы связи заменяют личные контакты и позволяют экономить значительные средства.

Реклама. Реклама обеспечивает дополнительные преимущества компаниям. Международный рекламный бизнес сосредоточен в Нью-Йорке и Токио, Лондоне, Париже, Чикаго, Лос-Анджелесе.

Финансовые услуги. К финансовым услугам относится деятельность банков, страховых инвестиционных и ипотечных компаний, фондовых бирж (рис. 186). Основная масса активов мирового финансового рынка сосредоточена в мировых финансовых центрах, глобальных городах. Это Нью-Йорк и Чикаго в Америке, Лондон, Франкфурт, Париж, Цюрих, Женева, Люксембург в Европе, Токио, Сингапур, Сянган, Бахрейн в Азии, а также офшорные центры: Панама, Бермудские, Багамские. Каймановы, Антильские острова и др.

Рис. 186. Скульптура быка у здания Нью-Йоркской биржи (США)

Рис. 187. Банки в г. Женева (Швейцария)

Большинство финансовых компаний имеют широкий спектр деятельности, главная из которых — банковское дело: размещение средств клиента на депозитном счёте с последующим использованием для финансирования проектов, покупки ценных бумаг. Из 100 крупнейших финансовых ТНК банковским делом занимаются 2/3, а 20% — страхованием (рис. 187).

В Западной Европе расположена почти половина крупнейших финансовых корпораций. Кризис 2008 г. наиболее сильно затронул банковский сектор: прибыли в нём резко сократились, а крупнейшие банки Европы и Америки понесли убытки: так, Poyal Bank of Scotland (Великобритания) потерял за год 43 млрд долл., Citigroup (США) — 27 млрд долл., UBS (Швейцария) — 19 млрд долл.

В странах Азии (Япония, Южная Корея и Индия) расположено 11% корпораций; по объёму финансовых активов крупнейшей является японская корпорация Mizuho Financial Group (табл. 16).

Таблица 16. Крупнейшие коммерческие банки мира

Wal-Mart — мировой лидер в торговле

История торговой сети Wal-Mart началась в 1940-е гг., когда Сэм Уолтон начал работать в одном из магазинов в штате Айова, получая зарплату 75 долл. в месяц. В 1950 г. он смог купить свой первый магазин в г. Бентонвилль, штат Арканзас. Ныне в этом небольшом городке расположена штаб-квартира Wal-Mart — крупнейшей ТНК мира по числу занятых.

К 1974 г. компания владела 78 магазинами в небольших городах США (рис. 188), в ней была налажена четкая компьютеризированная система поставок нужных товаров. В течение трёх лет продажи возросли в 3 раза и достигли почти 500 млн долл., а количество магазинов выросло до 153. Это позволило диверсифицировать бизнес и открыть сеть мастерских по ремонту машин, аптек и отделов по продаже ювелирных изделий. В 1980-е гг. компания изменила свою региональную стратегию и «двинулась» в юго-восточные штаты США. В 1990-е гг. компания стала транснациональной: первый зарубежный магазин открылся в Мехико.

Рис. 188. Типичный магазин компании Wal-Mart (штат Флорида, США)

В начале XXI в. 3800 магазинов компании открыты во всех штатах США и в Пуэрто-Рико; 3800 магазинов — в 14 странах мира; в компании работает 1,9 млн человек, а доходы возросли до 351 млрд долл., чистая прибыль — до 11,3 млрд долл. Каждую неделю 138 млн покупателей посещают эти магазины. Компания продолжает расширять международное присутствие, в первую очередь в крупных развивающихся странах — Китае, Индии, Бразилии. В США региональная стратегия другая — открытие небольших магазинов, максимально приближенных к потребителям. В странах, где законодательно запрещено прямое иностранное присутствие в розничной торговле (например, в Индии), создаются совместные предприятия. Компания создала собственную систему связи и телевидения, предназначенную для оперативной связи между подразделениями и рекламы товаров непосредственно в магазинах. Почти 40% продаваемых товаров производится специально для компании Wal-Mart, при этом почти 70% товаров произведено в Китае.

Успехи компании связаны с действием ряда факторов. В первую очередь это действенная ценовая политика: благодаря большому объёму продаж компания может устанавливать низкие розничные цены на товары (слоган «экономь деньги и живи лучше»). Компания проводит действенную региональную политику размещения магазинов, главные принципы которой: расстояние не более 60 км до супермаркета с максимально возможным набором товаров и магазин с товарами первой необходимости в шаговой доступности от потребителя. Это обеспечивает эффективную структуру управления, логистики и маркетинга. Компания изменяет структуру продаж в соответствии с новыми веяниями. Например, мода на органическое сельское хозяйство привела к появлению соответствующих отделов в магазинах, распространение Интернета — к появлению продаж через Интернет и доступа wi-fi в магазинах и т. д.

Компания ведёт активную работу по связям с общественностью, привлекая видных политиков к участию в работе совета директоров (среди них была Хилари Клинтон); активно поддерживает консервативную партию. Так, на выборах 2004 г. 76% людей, совершавших покупки в Wal-Mart, проголосовали за Дж. Буша.

К 2010 г. американская компания розничной торговли Wal-Mart Stores стала компанией № 1 в мире по числу работающих (2,1 млн чел.) и № 3 по доходам.

Торговля. Оптовая и розничная торговля, создание международных торговых сетей — быстро окупаемый и прибыльный вид бизнеса. При размещении предприятий торговли ключевое значение имеет их географическое положение (рис. 189, 190).

Рис. 189. Уличная торговля контрафактной продукцией успешно конкурирует с самым дорогим в мире магазином Лафайет (Париж, Франция)

Рис. 190. Магазин Лафайет в Париже (Франция) считается одним из самых дорогих в мире

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru