Учебник для 10 класса

География

       

§ 1.Каковы основные черты независимых государств?

Статус независимых государств имеют монархии и республики. Независимые государства могут заключать равноправные договоры с другими странами, быть членами ООН и других международных экономических и политических организаций в качестве равноправных партнёров.

Монархии. При монархической форме государственного правления власть сосредоточена в руках одного человека — царя, императора, короля, султана — и передаётся по наследству.

В абсолютных монархиях власть монарха практически безгранична. Число таких государств на политической карте мира постоянно сокращается; большая их часть расположена в Азии (фактически абсолютными монархиями являются Бутан, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн и Кувейт).

В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией, а в парламентских — парламентом. В этих государствах монархи давно «царствуют, но не правят», являясь символом нации и данью традиции. Такую форму государственного правления имеют некоторые страны Западной Европы, например: Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Великобритания (рис. 19, 23).

Рис. 19. Князь Монако Ренье III — четырёхкратный участник Олимпийских игр

В теократических (от греч. theos — бог, kratos — власть) монархиях глава государства является одновременно религиозным лидером. Таких государств на земном шаре три — Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский (рис. 20—22), Саудовская Аравия (король возглавляет религиозную обшину мусульман-суннитов), султанат Бруней.

На 1 января 2012 г. в мире насчитывалось 29 монархий: 1 — в Океании, 3 — в Африке, 13 — в Азии, 12 — в Европе, в том числе и Андорра, которая по конституции 1993 г. является суверенным парламентским княжеством, а фактически — республикой (однопалатный Генеральный совет, избираемый всеобщим прямым голосованием, один из старейших парламентов в Европе).

Таблица 2. Монархии (по регионам мира)

Республики (от лат. res publika — общественное дело). Основная часть государств мира — республики. Высшая государственная власть в них принадлежит выборному представительному органу, глава государства избирается парламентом или всем населением страны, имеющим право голоса. В президентских республиках в руках президента сосредоточены полномочия главы государства и главы правительства. Президентскими республиками являются, например, США, Аргентина, Бразилия. В парламентских республиках глава исполнительной власти — премьер-министр.

Рис. 20. Ватикан — фигуры на крыше собора Святого Петра

Рис. 21. Ватикан — вид на площадь Святого Петра

Рис. 22. Карта Ватикана

Государства в составе Содружества. Это особая форма государственного устройства в странах — членах Содружества (Британского), которые признают главой государства королеву Великобритании (рис. 23).

В 1931 г. Великобритания, начавшая терять зависимые территории, объединила свои бывшие и настоящие колонии в составе Британского Содружества наций, с 1947 г. оно стало называться Содружество.

К началу 2012 г. в Содружество входили 53 независимых государства (рис. 24) и зависимые от Великобритании, Австралии и Новой Зеландии территории, в которых проживало 2,1 млрд человек (30% мирового населения).

Глава Содружества — королева Великобритании. Большинство стран — членов Содружества — республики (33), 5 монархий (Бруней, Лесото, Малайзия, Свазиленд, Тонга), 16 стран признают королеву Великобритании главой государства, т. е. формально являются конституционными монархиями.

В Содружество входят формально равные страны, но различающиеся по уровню экономического развития, этническому, религиозному составу населения. Страны — члены Содружества имеют единый государственный язык — английский, сходные системы законодательства, образования, государственной службы. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах. Содружество не имеет единой конституции, никаких союзно-договорных соглашений, официальных атрибутов; оно не выступает на международной арене (например, в ООН, в каких-либо международных акциях и т. п.). Решения его ежегодных конференций недействительны для страны, которая за них не голосовала.

Рис. 23. Королева Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизавета II царствует с 1952 г. Рядом с королевой — премьер-министр Великобритании (1997-2007 гг.) Тони Блэр и генеральный секретарь Содружества (1990—2000 гг.) Амека Аниаоку

Рис. 24. Страны — члены Содружества. www.thecommonwealth.org — сайт Содружества (Британского)

Члены Содружества могут быть исключены из его состава за действия, противоречащие уставу (военные перевороты, нарушение прав человека, гражданские войны), а также имеют безоговорочное право одностороннего выхода. Так, в 1972 г. из состава Содружества вышел Пакистан, был вновь принят в 1989 г., исключён в 1999 г. и вновь принят в 2004 г. В 1961 г. за политику апартеида исключена ЮАР, которая вновь вошла в Содружество в 1994 г. В 1987 г. исключена Фиджи, членство возобновлено в 1997 г., приостановлено в 2006 г., исключена в 2009 г.; в 1995 г. исключена Нигерия, затем вновь принята в 1999 г.; в 2003 г. исключена Зимбабве.

Содружество финансирует и организует для своих членов международные программы по защите окружающей среды, образованию, научно-техническому сотрудничеству, принимает меры по росту взаимной торговли и пр.

Зависимость формы государственного правления от климата и размеров страны

    Известнейший французский просветитель, представитель философской школы естественного права Шарль Луи Монтескье считал форму государственного правления и устройства функцией климата и размеров страны. Обширные империи предрасположены к деспотическому правлению, ибо для стабильности в большом по территории государстве необходимо, чтобы удалённость места, куда рассылаются приказания, уравновешивалась быстротой их выполнения.

    Рис. 25. Шарль Луи Монтескье (1689—1755)

    Таким образом, маленькие государства по своей природе должны быть республиками, обширные империи — находиться под властью деспотов, государства средней величины — подчиняться монарху. Значит, для сохранения принципов правления государство должно сохранять неизменными свои размеры; государственный строй может измениться в зависимости от расширения или сокращения территории.

    Небольшие государства с демократическим устройством, как правило, погибают от внешнего врага, а большие — от внутренних проблем Таким образом, оптимальной будет форма государственного устройства, сочетающая преимущества и достоинства республиканского правления с силой монархии. Такой формой правления Монтескье считал федерацию — пространственно единый союз суверенных республик, способный сопротивляться врагу и сохранять свои размеры без утери демократии.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru