ФИЗИКА

       

Учебник для 7 класса

§ 11.3. Задачи, которые могут показаться одинаковыми. Развитие темы

Рассмотрим две часто встречающиеся задачи на нахождение средней скорости. Задачи эти разные, но могут показаться одинаковыми — в этом и заключается их главная трудность.

Решим задачи

Школьник в течение часа ехал на велосипеде со скоростью 15 км/ч, а потом еще час шел пешком со скоростью 5 км/ч. Найдем его среднюю скорость за все время движения.

Обратите внимание: если на двух участках тело двигалось с различными скоростями одинаковое время, то средняя скорость тела равна среднему арифметическому скоростей на этих участках.

Школьник сначала ехал на велосипеде со скоростью 15 км/ч, а потом шел пешком со скоростью 5 км/ч. Найдем среднюю скорость за все время движения, если 15 км школьник проехал и столько же прошел.

Решение. Первую половину пути (15 км) школьник проехал за 1 ч, а вторую половину (тоже 15 км) прошел за 3 ч. Значит, на весь путь школьник затратил 4 ч. Поэтому

Обратите внимание: "если на двух участках тело двигалось с различной скоростью и прошло при этом одинаковый путь, то средняя скорость тела не равна среднему арифметическому скоростей на этих участках.

Почему же во второй задаче средняя скорость школьника меньше, чем в первой? Дело в том, что по условию первой задачи школьник ехал и шел одинаковое время (по 1 ч), а из условия второй задачи следует, что он шел в 3 раза дольше, чем ехал. А поскольку шел он с меньшей скоростью, чем ехал, его средняя скорость во второй задаче оказалась меньшей.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru