|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 6 класса ФИЗИКА§ 9. Измерение длиныРассмотрим практическую задачу, с которой не один раз сталкивалась каждая семья, проводя ремонт в квартире: сколько плиток надо купить, чтобы покрыть пол кухни? При этом экономия денежных средств при покупке плитки должна быть максимальной. Вот тут и приходится прибегать к тщательным, наиболее точным измерениям размеров кухни и плитки, их длины и ширины.
Как в этом случае поступит грамотный человек? Во-первых, выберет измерительный прибор с малой ценой деления. Вы же помните, что точность измерения тем больше, чем меньше цена деления. Значит, он использует рулетку с ценой деления C = 1 мм/дел. (рис. 50). Во-вторых, измерение конкретной длины он проведет несколько раз (не менее трех раз), чтобы убедиться в том, что не промахнулся при снятии показаний со шкалы рулетки при первом измерении. Таким же образом определяются размеры плитки. И после измерений рассчитывается минимальное количество плиток, необходимое для покрытия пола кухни.
Рис. 50 А если надо измерить длину (ширину) дачного участка или огорода? Требуется ли здесь точность до 1 мм, как в первом случае? Конечно, нет! Поэтому при измерении дачного участка можно использовать рулетку (рис. 51) с ценой деления, например, C = 0,5 дм/дел. И точность измерения здесь не превысит 0,5 дм. В обоих примерах значения измеряемой длины были значительно большими, чем цена деления шкалы прибора.
Рис. 51 А как измерить толщину листа писчей бумаги? Очевидно, что линейка даже с ценой деления C = 1 мм/дел. здесь будет непригодна. Ведь толщина листа меньше цены деления линейки. Как быть? Надо измерить толщину l пачки одинаковых листов бумаги (рис. 52). Затем толщину l разделить на число N листов в ней и определить толщину lo одного листа: lo = l/N.
Рис. 52 Подумайте и ответьте
Сделайте дома сами Определите толщину листа бумаги учебного пособия «Физика, 6». Будет ли результат точнее, если сложить 2, 3 учебных пособия? Домашнее задание Длины четырех гвоздей равны: l1 = 1,5 см, l2 = 1,5 дм, l3 = 0,15 м, l4 = 15 мм. Какой из гвоздей имеет наибольшую длину? Наименьшую длину? Есть ли среди них гвозди равной длины? Изобразите в тетради отрезки, равные длине каждого гвоздя.
Упражнения
|
|
|