>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 10 класса Естествознание§ 80. Развитие жизни на землеСчастлив тот, кто вещей познать сумеет
Как шло развитие животных и растений в разные геологические эпохи? Каковы были причины расцвета и вымирания разных групп живых организмов? Как проходила смена биосфер в истории Земли?
Урок-семинарПЛАН СЕМИНАРА
Необходимые источники информации
ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1 Попробуйте определить, в чем заключается важность открытия бесскелетной фауны конца протерозоя — вендского периода, или венда (от 700—650 до 550—590 млн лет назад). Где и как были открыты самые древние многоклеточные животные, изображенные на рисунке 102? Какие группы животных уже существовали в венде?
Рис. 102. Животные венда Дополнительные источники информации
ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 2 Попытайтесь разобраться в проблеме «кембрийского взрыва эволюции». Был ли он на самом деле или это всего лишь палеонтологический артефакт? Почему возникли представления о «кембрийском взрыве эволюции»? Какие организмы населяли водоемы кембрия? (Обратите внимание на их скелет!) Каких животных можно считать предками кембрийских? Можно ли считать «кембрийский взрыв эволюции» «взрывом изобилия окаменелостей» и если да, то почему? Дополнительные источники информации
ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 3 Попробуйте выделить основные вехи в развитии растений и животных в палеозое. Определите, какую роль сыграл процесс выхода живых организмов на сушу в эволюции биосферы. Какие растения и когда первыми оказались на суше? Как повлиял их выход на сушу на организацию растений и на способы их размножения? Из каких растений состояли первые леса? В каких условиях происходило формирование современных месторождений каменного угля? Какие животные населяли палеозойские водоемы? Почему именно членистоногие (особенно насекомые) и позвоночные смогли завоевать сушу? Какие климатические факторы привели к вымиранию древних амфибий и способствовали расцвету пресмыкающихся в конце палеозоя — начале мезозоя? Дополнительные источники информации
ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 4 Обсудите формирование животных и растений в мезозое. Попытайтесь проанализировать с разных сторон проблему вымирания динозавров и других групп животных и растений на рубеже юры и мела. Какое, с вашей точки зрения, объяснение этого феномена наиболее приемлемо? Какие события могли стать причиной глобального изменения мезозойской биосферы, определившей ее переход в кайнозойскую? Какие группы наземных растений и животных доминировали в мезозое, и какие изменения в их составе произошли в конце мела и начале зойской эры? С чем связан расцвет цветковых растений в меловом периоде и последующие эпохи? Когда появились млекопитающие и как связан их расцвет с вымиранием мезозойских рептилий? Дополнительные источники информации
ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 5 Проследите последовательность смены биосфер в истории Земли и попытайтесь охарактеризовать основные параметры биосфер, существовавших в разные геологические эпохи. Используйте при этом материал предыдущего параграфа и все то, что вы обсуждали на семинаре. Дополнительные источники информации Все рекомендованные выше. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Жизнь на нашей планете прошла длительный путь эволюции, насчитывающий около 4 млрд лет. За это время появлялись все новые и новые, более совершенные организмы, что сопровождалось вымиранием огромного числа таксонов самого разного уровня, которые не устояли в ходе борьбы за существование. Толчком к вымиранию могли послужить естественные климатические изменения, природные катастрофы, резкая смена условий существования в связи с экспансией новых, более совершенных организмов и многие другие события, которые пока еще не выяснены современной наукой. Развитие живого сопровождалось последовательной сменой биосфер: от первой, прокариотной и до современной, сформировавшейся в четвертичном периоде. Итак, смена биосфер — событие достаточно обычное и вероятное, оно сопровождается вымиранием доминирующих в предыдущей биосфере видов и воцарением новых (лишний повод задуматься о судьбе современной биосферы и принять меры к решению экологических проблем — иначе человек тоже может стать тем видом, который вымер).
|