>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 10 класса Естествознание§ 3. Естествознание в системе культурыДва мира есть у человека:
Урок-семинарКак отражают мир наука и искусство? Нужны ли гуманитарию естественно-научные знания? Нужна ли науке мораль? Цель семинара Понять соотношение между такими компонентами культуры, как наука, искусство, мораль.
План семинара
Необходимые источники информации
Издавна две сферы проявления творческих возможностей человека — наука и искусство — ведут между собой спор: какая из них более верно отражает мир и какая нужнее человеку? Тема для обсуждения 1Что же такое культура, наука, искусство, гуманитарные и естественно-научные знания, картина мира, мировоззрение? Найдите определение этих понятий в словарях. Обсудите, какие из них являются наиболее широкими. Есть ли разночтения в определении понятий? Какое из понятий — картина мира или мировоззрение — является личностно образующим, значимым для деятельности человека и его отношения к действительности? Связаны ли между собой научная картина мира и мировоззрение? Дополнительные источники Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. Тема для обсуждения 2Великий Гомер в «Одиссее» так точно описал звездное небо, что по его поэме можно решать астрономические задачи. Радостно парус напряг Одиссей и, попутному ветру
Трудно поверить, но по этому описанию плавания Одиссея от нимфы Калипсо к острову Схерия с помощью звездной карты можно определить, в какое время года, в каком месяце и в каком направлении совершал Одиссей этот путь. Решите эту задачу Гомера. Используйте звездную карту. Определите, в каком направлении плыл Одиссей, если видел заходящим созвездие Волопаса (Воота) и смотрел на Плеяды. Дополнительные источники информации Воронцов-Вельяминов Б. А. Сборник задач и практических упражнений по астрономии / Б. А. Воронцов-Вельяминов. — М.: Наука, 1977. Тема для обсуждения 3Приведите примеры взаимного влияния науки и искусства в наши дни. Как взаимодействуют наука и искусство в культуре? Дополнительные источники информации
Тема для обсуждения 4Обсудите проблему нравственности в науке. Приведите примеры сложных с точки зрения общечеловеческой нравственности ситуаций, находящихся в условиях принятия решений о применении тех или иных научных открытий на практике. Дополнительные источники информации Горелов А. А. Человек — гармония — природа / А. А. Горелов. — М.: Наука, 1990. Подведение итоговНаука и искусство различаются методом постижения мира — рассудочным или чувственным, в большей степени логическим или образным. Они сливаются воедино в исторически определенной картине мира — результате всестороннего общественного познания действительности, зависящем от уровня развития науки, техники, искусства, культуры в целом.
|