>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 10 класса Естествознание§ 24. Корпускулярно-волновой дуализм... и тогда
При каких условиях проявляются волновые свойства частиц вещества и частиц поля? При каких условиях проявляются корпускулярные свойства частиц вещества и частиц поля? Урок-практикумЦЕЛЬ РАБОТЫ. Интерпретируя предлагаемые мысленные эксперименты, понять, что такое корпускулярно-волновой дуализм. ПЛАН РАБОТЫ. Последовательно выполните задания с предлагаемыми мысленными экспериментами. После выполнения всех заданий сделайте окончательные выводы.
Что же такое фотон — частица или волна? И что такое электрон — волна или частица? Во многих учебниках и справочниках можно прочитать, что в одних экспериментах фотон и электрон проявляют свойства частиц, а в других — свойства волн. Это свойство обьектов микромира называют корпускулярно-волновым дуализмом. Волновые свойства света обнаруживаются в таких явлениях, как дифракция и интерференция. 1. Будем считать, что ширина щели (рис. 22, а) равна 1 мкм. Будем мысленно увеличивать ширину щели. Оказывается, что постепенно четкость дифракционной картины будет пропадать (рис. 22, б, в), и при ширине щели 0,1 мм на экране будет видна светлая полоска, соответствующая прямолинейному распространению света (рис. 22, г). Наоборот, при уменьшении ширины щели четкость дифракционной картины не ухудшается. Сформулируйте правило, при каких соотношениях между шириной щели и длиной волны наблюдается дифракция.
Рис. 22. Дифракция света при различной ширине щели ПОДСКАЗКА. Длина волны видимого света приблизительно от 0,3 до 0,7 мкм 2. Используя метод индукции, обобщите результаты мысленного эксперимента и сформулируйте, при каких условиях объекты микромира (электроны и фотоны) проявляют волновые свойства. ПОДСКАЗКА. Ключевым должно быть словосочетание: «...движение, ограниченное областью пространства с размерами...
Архип Куинджи. После дождя. Радуга Замечательное природное явление радуга — не больше чем результат взаимодействия световой волны с мельчайшими капельками воды. 3. Продолжим мысленный эксперимент по наблюдению дифракции на щели. Будем «фотографировать» интерференционную картину, постепенно уменьшая экспозицию (время, в течение которого открыт затвор фотоаппарата) и интенсивность светового пучка (рис. 23). Видно, что изображение вначале становится зернистым, затем полосы разбиваются на отдельные точки, число которых постепенно уменьшается. Сформулируйте гипотезу, объясняющую этот эксперимент.
Рис. 23. Последовательность фотографий при уменьшении экспозиции и интенсивности света
ПОДСКАЗКА. Процесс получения фотографии состоит в следующем. Каждый фотон, попадающий на фотопленку, реагирует с одной молекулой галоидного серебра (AgCl, AgBr или AgI), восстанавливая металлическое серебро. При проявлении пленки вокруг такого атома серебра образуется еще некоторое количество атомов серебра и видимая точка. Из этих точек и складывается фотографическое изображение. На рисунке 23 приведена компьютерная анимация, где рисунки а, б, в, г соответствуют 10 000, 1000, 100 и 10 фотонам, прошедшим через щель. Подобный мысленный эксперимент с электронами дает качественно похожую картину. Очевидно, что в данных экспериментах проявляются дискретные (корпускулярные) свойства как электромагнитного поля, так и электронов.
|