|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 10 класса Естествознание§ 67. Тайны движения через призму искусстваНа свете много есть, о друг Горацио,
Может ли изобразительное искусство, которое статично по своей природе, расширить наши представления о движении, помочь узнать о различных его видах, показать движение реальное, видимое и движение невидимое?
Урок-практикумЦЕЛЬ РАБОТЫ. Показать роль и значение искусства как способа познания окружающего мира для расширения сферы естественно-научных представлений о различных видах движения. Оборудование. Репродукции. ПЛАН РАБОТЫ. Последовательно выполняйте задания: рассматривайте изображения произведений, высказывайте и обсуждайте собственные впечатления, аргументируйте версии и гипотезы о специфике новых для вас видов движения. Сделайте вывод, помогло ли вам изобразительное искусство обогатить, изменить, расширить традиционные представления о существующих видах движения. 1. В произведениях изобразительного искусства много разнообразных примеров движения-перемещения. Вспомните многочисленные сюжеты, когда художники делали именно такое движение «героем» картины: мчащиеся лошади, стремительно накатывающие волны, бегущие люди и т. п. Но иногда авторы как бы зашифровывают движение, предлагают зрителю загадки. Рассмотрите несколько живописных произведений и ответьте на вопросы.
Анри Матисс. Красные рыбы
Джакомо Балла. Движущийся автомобиль + скорость + шум
Наталья Гончарова. Велосипедист
Оформление результатов Придумайте и запишите в тетрадь название того вида движения, который вы обсуждали, рассматривая картины. 2. Изобразительное искусство дает представление и о таких видах движения, которые незаметны для глаза. Встречались ли вам живописные полотна, «героем» которых был звук? А может ли вообще статичная живопись передать динамичный звук?
Анри Матисс. Музыка
Рауль Дюфи. Большой оркестр
Эдвард Мунк. Крик
Оформление результатов Придумайте и запишите в тетрадь название вида движения, которое вы «услышали», рассматривая картины. 3. В этом задании вам предстоит познакомиться с еще одним видом необычного движения, но для этого необходимо рассмотреть иллюстрацию и обсудить возникшие версии.
Валентин Серов. Девочка с персиками
Оформление результатов Придумайте и запишите в тетрадь название вида движения, которое показал в своем произведении В. А. Серов. 4. Искусство — уникальный способ познания мира, дополняющий методы современной науки в постижении законов природы. Так, живопись открывает возможности для того, чтобы узнать о самых необычных видах движения.
Мартирос Сарьян. Три возраста Автопортрет
Оформление результатов Придумайте и запишите в тетрадь название вида движения, которое помогла увидеть живопись М. Сарьяна. 5. Еще один необычный вид движения помогут осознать два произведения выдающихся творцов искусства — живописца П. Пикассо и скульптора Родена, которые необходимо внимательно рассмотреть и сравнить.
Пабло Пикассо. Портрет Амбру-аза Воллара
Огюст Роден. Мыслитель
ПОДСКАЗКА. Пикассо был хорошо знаком с Амбруазом Волларом, знаменитым парижским торговцем картинами, и неоднократно писал его портрет. Воллар привлекал художника незаурядностью личности, редким умом и проницательностью, особым чутьем на настоящее искусство Портрет написан в кубистической манере — изображение строится из геометрических форм, размещенных в строгом порядке. По замыслу автора, у зрителя должно было рождаться ощущение присутствия при таинственном и сложном процессе рождения мысли. Роден говорил, что хотел создать образ человека. олицетворяющего новую эпоху — XX век: рука рабочего и лицо мыслителя. «Мой «Мыслитель» мыслит не только мозгом, насупленными бровями, раздувающимися ноздрями и сжатыми губами, но и каждым мускулом своих рук, спины и ног, сжатыми кулаками и подобранными пальцами ног».
Оформление результатов Придумайте и запишите в тетрадь название вида движения, которое помогли вам увидеть произведения искусства. 6. Кроме «невидимого» движения, искусство помогает нам узнать о движении, которого вообще нет или которое не существует без зрителя.
Виктор Вазарели. Звуки II
Оформление результатов Придумайте и запишите в тетрадь название вида движения, с которым вы познакомились, рассматривая картину Вазарели. Рассматривая произведения, созданные творцами искусства разных стран в разное время, вы еще раз убедились в многообразии движения, но, безусловно, смогли поговорить не обо всех видах, существующих в природе, точно так же как мы не исчерпали всех возможностей искусства, чтобы расширить наши представления о нем. Например, кино дает возможность поговорить о движении, которое также нельзя увидеть без специальных приборов. Возможно, что вы обратитесь к произведениям искусства, в которых слышите и чувствуете движение, в том числе такое, о котором не упоминает учебник.
|
|
Узнать стоимость написания
|