Профессия
частный сыщик

       

Глава 16. Услуги гражданско-правовой направленности

Сбор сведений по гражданским делам

Под гражданским понимается принятое судом к производству дело по спору, затрагивающем права и законные интересы граждан (физических лиц) и юридических лиц; а также в предусмотренных законом случаях дела по жалобам на действия органов управления или должностных лиц, совершенные с нарушением полномочий, ущемляющих права граждан; дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемые и разрешаемые судом.

Необходимость в сборе сведений по гражданским делам возникает обычно у клиентов сыщика в случаях:

  • Необходимости выявления свидетелей и документов;
  • Необходимости проверки достоверности информации, сообщенной участниками процесса или подлинности доказательств, представленных на суде;
  • Возникновения необходимости проверки наличия основания для отвода участников процесса;
  • Оказания помощи суду в установлении фактического местонахождения участников процесса;
  • Необходимости поиска утаиваемого от суда имущества процессуального противника, необходимого для погашения материального ущерба;
  • Необходимости выявления среди свидетелей лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать факты или делать о них правильные показания, и т.д.

К участникам гражданского процесса относится значительное число лиц: 1) суды первой, кассационной и надзорной инстанций и судебные исполнители; 2) стороны спора; 3) третьи лица; 4) прокурор; 5) органы государственного управления; 6) профсоюзы; 7) различные организации и физические лица, которые по закону могут возбуждать дела в защиту чужих прав или давать заключения по делу; 8) заявители и заинтересованные лица в делах, возникающих из административно-правовых отношений и в делах особого производства; 9) свидетели; 10) эксперты; 11) судебные переводчики; 12) хранители имущества при исполнении судебных постановлений и некоторые другие лица.

Возбуждая гражданское дело, судья выносит определение, которым одновременно принимает дело к своему производству. Именно с этого момента возникает процесс по конкретному делу. Необходимо особо подчеркнуть, что для клиента собранные сыщиком сведения приобретают только тогда особую ценность, когда они при соблюдении ряда важных процессуальных требований могут стать содержанием определенного вида доказательств (то же самое относится к сбору сведений по уголовным делам).

Научно-практический комментарий к «Закону о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года, содержит вывод о том, что по смыслу комментируемого Закона сыщик может заняться сбором сведений как до возбуждения, так и в процессе рассмотрения гражданского дела. Напомним, что сбор сыщиком сведений по уголовным делам допускается только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.

Гражданско-процессуальное законодательство признает участниками процесса не только истца и ответчика, но и третьих лиц, в том числе предъявляющих самостоятельные исковые требования на предмет спора. Именно у них в первую очередь возникает реальная потребность в сборе сведений с помощью сыщика.

На сегодняшний день типичными стали иски о возмещении имущественного вреда (убытков), которые возникают в результате нарушения одной из сторон договорных обязательств, а также иски по внедоговорным обязательствам относительно причинения вреда личности, имуществу физическому или юридическому лицу.

Внедоговорные обязательства — это, прежде всего, традиционные требования о возмещении убытков при повреждении или уничтожении имущества, а также причинении вреда жизни и здоровья человека. Например, при причинении вреда источником повышенной опасности (автомобилем) необходимо установить собственника или владельца источника повышенной опасности. Если вред причинен владельцем, нужно найти и проанализировать условия, на которых этот источник передан во владение. Не исключено даже, что и в том случае, когда машина используется по гражданско-правому договору с собственником, что ответственность за причинение вреда физическим и юридическим лицам остается за собственником.

Учитывая значительные суммы, указываемые в заявляемых требований, важным мероприятием является установление имущества ответчика, на которое можно обратить взыскание, и заявление в ходе процесса ходатайства о наложении на него ареста.

Достаточно распространены в судебной практике иски о возврате сумм, ранее полученных в виде аванса, предварительного платежа, займа или по векселю. Рассмотрим пример, когда по договору займа, составленному между клиентом сыщика и заемщиком, последний уклоняется от взятых обязательств о возврате клиенту суммы, полученной от него в виде займа.

Первым документом, подлежащим исследованию сыщиком, выступает правоустанавливающий документ, тот самый договор займа, на основании которого клиент произвел перечисление или выдачу денег заемщику.

Наряду с этим договором сыщику нужно ознакомиться с банковскими документами клиента (с отметкой банка об исполнении): платежного поручения, поручения-требования получателя, подтверждающими состоявшуюся операцию по получению денег заемщиком. В том случае, если договор займа заключен с залогом имущества и последнее не изымалось из владения собственника (заемщика), сыщику необходимо установить местонахождения этого имущества (для последующего обращения на него взыскания).

Нетрудно видеть, что при оказании данной услуги сыщик может применить такие сыскные действия, как изучение документов, устный опрос, наведение справок. Вполне оправданным будет и наблюдение, в том числе наружное, за заемщиком, что позволит выйти например, на тщательно скрываемую «фазенду» — недвижимое имущество, фигурирующее в договоре о займе в качестве залога. Впрочем, и внешний осмотр строений, помещений и других объектов, имеющих отношение к недобросовестному заемщику, вряд ли помешает.

В практике частного сыска по гражданским делам встречаются ситуации, когда:

  • Необходимо отыскать наследственное имущество, укрытое другими наследниками или находящееся в неправомерном их владении;
  • Необходимо найти доказательства тому, что наследодатель в момент подписания завещания не отдавал отчета в своих действиях или не руководил ими;
  • Требуется представить доказательства того, что унаследованное имущество приобретено или существенно увеличилось за счет средств иных лиц, не попавших в число наследников по закону (нередко такие иски трансформируются в иски о возмещении понесенных расходов);
  • Нужно доказать неправомерность вступления в наследование лица, совершившего в отношении наследника действия, исключившие возможность его вступить в свои законные права.

В практике работы сыщиков по гражданским семейным делам на первое место выходит сбор сведений по делам о расторжении брака по инициативе одного из супругов, другими словами, по выявлению фактов супружеской неверности.

Семейная ситуация оказалась банальной. Клиент частного сыщика, человек состоятельный, с некоторых пор стал замечать изменение отношения к нему со стороны супруги — деловой дамы тоже не из бедных, завершившееся тем, что она просто выгнала его из их общего дома. Клиент обратился с просьбой обнаружить хоть какую-нибудь информацию о жене, которая могла бы оказаться полезной для судебного иска о разводе или иного решения проблемы.

Все попытки проследить за женщиной проваливались, так как наш сыщик, стоило ему пристроиться на своем неприметной автомобиле за серебристым «Порше» дамы, после первого же перекрестка терял её из виду в пробке, не имея никакой возможности подстроиться под непредсказуемые женские маневры на проезжей части. Поэтому он, терпеливо дождавшись, когда «Порше» оказался на стоянке у места работы бизнес-вумен, прикрепил радиомаяк к её машине. В тот же вечер он поехал следом.

Сначала она посетила винный магазин и купила бутылку водки «СМИРНОВЪ». Затем выехала на оживленную скоростную линию. После второго левого поворота за её машиной пристроился небольшой спортивный автомобиль. Сыщик заметил, что машины мигнули друг другу фарами. Заметил он и то, что за рулем спортивного авто сидела женщина. Следуя за обеими дамами, сыщик «довел» их до большого шумного диско-бара, где подруги пили водку «СМИРНОВЪ» и тепло беседовали около двух часов.

Следующим вечером сыщик наблюдал из окна своей машины, припаркованной недалеко от места работы его подопечной, как та в конце дня, поспешно вышла из офиса, села в «Порше» и резко тронулась с места...

Нарушая все правила, четыре раза переехав оживленные линии движения, объект наблюдения съехал с трассы. Следовать за серебристым «Порше» и остаться незамеченным сыщик никак не мог. Чтобы не привлекать внимания, он спокойно перестроился в крайний ряд и съехал с трассы на следующем съезде.

Сработало устройство, принимающее сигнал, и сыщик узнал, где находится объект слежки, хотя он его не видел в тот момент. Прежде чем машина женщины остановилась перед первым светофором, сыщик снова оказался позади неё Неожиданно «Порше» свернул с основной дороги на узкую площадку для парковки. Сыщик проехал немного вперед и остановил машину у входа в мотель. Отсюда он продолжил наблюдение. Женщина, совершенно не предполагая, что после её головокружительных маневров за ней кто-то ещё может следить, спокойно вошла в здание строительной фирмы расположенного справа от мотеля...

Сыщик переписал номера всех машин, стоявших на парковке, где женщина оставила свою машину, после чего последовал в то же здание, куда она только что вошла. Он успел заметить, что жену клиента в холле встретил некий мужчина. Взявшись за руки, они вошли в кабинет, на которой красовалась табличка «Менеджер по строительству».

Когда они вышли, сыщик переключил свое внимание на выявленную связь — мужчину, столь тепло встречавшего чужую жену. Уже на следующее утро ему удалось выяснить место работы «связи», а номер автомобиля и данные водительских прав вывели сыщика на его прежний и нынешний адреса проживания. По последнему адресу он жил немногим более года — это соответствовало тому времени, когда семейная жизнь клиента дала трещину. Установив наблюдение, сыщик без труда зафиксировал неоднократные посещение женой клиента дома, где проживал её любовник.

Устный опрос менеджера по строительству, кабинет которого посетила парочка, оказался нелишним: менеджер, после третьей кружки пива, которую выставил ему приятнейший во всех отношениях незнакомец в пив-баре мотеля, подтвердил, что мужчина и женщина совместно подписали контракт на строительство коттеджа. После четвертой кружки сыщик получил информацию о подрядчике строительства, а также о банке, через который осуществлялась сделка.

Когда всю эту информацию получил адвокат клиента и присовокупил ее к тому факту, что за день до того, как жена выгнала своего мужа из дома, она сняла с их общего счета в банке 25 тысяч «гринов», клиент и его адвокат стали ожидать приближающегося судебного разбирательства с совсем иными чувствами, чем прежде...

Изучение рынка

Рынок — это сфера товарного обращения в целом. Комплексный анализ рынка проводят специально предназначенные для этого маркетинговые службы предпринимательских структур, которые наряду с официальной экономической информацией используют сведения, предоставляемые сыщиками.

Такие сведения состоят из двух блоков: 1) о состоянии и влиянии теневой экономики на рынок; 2) о криминальных аспектах рынка.

Теневая экономика, то есть вся та экономическая деятельность, которая по каким-либо причинам не учитывается официальной статистикой и не включена в валовый национальный продукт, тоже состоит из двух частей. Во-первых, это экономическая деятельность, являющаяся вполне легальной, но не подвергающаяся налогообложению и по разным причинам не учитываемая официальной статистикой. Во-вторых, противозаконная, намеренно скрываемая экономическая деятельность.

При изучении криминальных аспектов рынка сыщик выявляет:

  • Степень криминологической «зараженности» имеющихся либо потенциальных потребителей продукции клиента;
  • Общую криминологическую обстановку на той территории (в том сегменте рынка), где клиент реализует свои товар или услуги, а также тенденции её развития;
  • Характеристику конкретных правонарушений, совершаемых в отношении товаров и услуг, производимых (предлагаемых) клиентов;
  • Степень текущего и потенциального материального ущерба клиенту от правонарушений на действующем рынке и т.д.
  • Характер реакции сотрудников правоохранительных органов на совершаемые правонарушения, затрагивающие интересы клиента.

Сыщик и конкурентная разведка

Мощным инструментом исследования рынка является конкурентная разведка (КР), которая в настоящее время представляет собой бурно развивающуюся теоретическую дисциплину и практическую деятельность на стыке экономики, специальных дисциплин и практических методов разведки.

Конкурентная разведка приобретает все большее значение в развитии современной экономики. Однако если на Западе она уже интегрировалась достаточно глубоко в бизнес, особенно за последние 15—20 лет, то в странах СНГ и Балтии этот процесс только в самом начале.

К настоящему времени нет общепризнанной терминологии, позволяющей дать определение тому, что следует понимать под конкурентной разведкой (КР). Бытует точка зрения, согласно которой нужно вообще отказаться от термина «разведка», т.к. известно, что 90% всей информации спецслужбы получают из открытых источников и лишь 5—7% добывают нелегально, что и составляет «истинную разведку».

Из-за пробелов в законодательстве сыщик и его клиент при заключении договора не могут достаточно точно и ясно сформулировать задачи конкурентной разведки. Поэтому, пока правовая часть не будет решена, вместо слова «разведка» лучше употреблять термин «разведывательный анализ».

В конечном итоге, не так важно, как этот вид деятельности называть, важно, что под этим подразумевается. Точнее, что под этим подразумевает закон, а на сегодняшний день такого понятия в законе нет.

КР можно определить как работу с открытыми источниками информации в правовом поле, не предполагающую никакой нелегальной работы.

Есть предложение считать конкурентную разведку частным случаем общего цикла поддержки принятия решения; анализом изменений условий бизнеса, ориентированный на превентивные действия, т.е. решением задач прогнозирования ситуации на рынке.

Нетрудно заметить, что второе определение вписывается в содержание сыскной услуги «изучение рынка», а первое показывает методы получения сыщиком необходимой информации — это работа с открытыми источниками информации в правовом поле.

КР позволяет сыщику решать и такие задачи, как:

  • Изучение потенциальных и действующих партнеров клиента;
  • Изучать состояние дел в интересующем клиента секторе экономики;
  • Разбираться в определенных политических обстоятельствах;
  • Прогнозировать развитие различных ситуаций.

Таким образом, сфера КР способна охватить все изменения, которые создают угрозу бизнесу клиента. Это и действующее законодательство, и патенты, и различные правительственные решения, и непосредственно деятельность конкурентов. Возрастание роли КР в современных условиях определяется рядом факторов: быстрым ростом темпов деловой жизни, информационными перегрузками, возрастающей конкуренцией, усилением агрессивности конкурентов, сильным влиянием политических изменений и т.д. Все это создает предпосылки для увеличения заказов сыщикам со стороны субъектов бизнеса, в области КР.

Одной из тех актуальных проблем, с которыми сталкивается сыщик, занимающийся КР и не решенных в правовом отношении, является проблема «прозрачности» информации. Ведь сыщику нужен доступ к полной, конкретной и адекватной информации, необходимой для составления аналитических отчетов, в которых нуждается его клиент, чтобы принять верное решение в бизнесе.

В режиме КР сыщик работает, в первую очередь, с открытой прессой, с открытой государственной информацией — статистикой и прочим. Всего этого достаточно, чтобы при современных информационных технологиях и аналитических алгоритмах получить результат, требуемый заказчику. Но эту несекретную информацию зачастую легально сыщик не может получить. Можно сколько угодно говорить о моральной стороне нелегального использования служебных баз данных, но факт остается фактом: большинство предпринимателей ими пользуются.

Между тем, огромные массивы иформации, который не носят закрытого характера и должны находиться в открытом доступе, государство держит в секрете. Когда делается попытка официально получить доступ к ней, чиновники начинают намекать, мол, пожалуйста, сколько угодно, только заплати. Но информация, купленная у чиновника из рук в руки, эта не та информация, на которую можно в полной мере опираться и свободно с ней работать.

В Европе и в США законы обеспечивают открытость экономической информации. Это тысячи доступных баз данных. Можно не только ознакомиться со списками мошенников, в открытом доступе имеются материалы судебных заседаний, связанных с той или иной фирмой или с прецедентом в любом из штатов США. Можно заглянуть в американские базы данных водительских прав, Американского общества промышленной безопасности, в соответствующие европейские базы данных, включая таможенные показатели. Можно свободно работать с материалами по Франции, Германии, по Ближнему Востоку, по Дальнему Востоку...

Как бы не обстояли дела в России, в других странах СНГ, важным условием деятельности частного сыщика при этом является соблюдение этических норм и принципов ведения КР. По своим целям она слишком близко подходит к промышленному шпионажу, и если чем-то отличается, так именно этически корректными методами решения задач.

Сыщику надо ориентироваться на следующие минимальные требования, позволяющие ему не нарушать этических норм. По этим правилам запрещается:

  1. Лгать, когда представляетесь.
  2. Записывать на диктофон разговор с собеседником без его разрешения.
  3. Предлагать взятки.
  4. Устанавливать подслушивающие устройства.
  5. Умышленно вводить собеседника в заблуждение при переговорах.
  6. Распространять дезинформацию.
  7. Воровать промышленные секреты.
  8. Осознанно давить на собеседника с целью получения требуемой информации, если это может подвер--нуть опасности его жизнь или репутацию.

А вот выдержки из этического кодекса американского «Общества профессионалов конкурентной разведки», которые сыщик тоже может взять на вооружение.

  • Постоянно старайся увеличить уважение и признание к своей профессии на всех уровнях.
  • Выполняй свои служебные обязанности с рвением и прилежанием, поддерживай самый высокий уровень профессионального мастерства и избегай всяких неэтичных поступков.
  • Соблюдай все действующие законы.
  • Соблюдай правила работы с конфиденциальной информацией.

Следование сыщика этическим нормам не только правильно с моральной точки зрения, но и экономически выгодно. Следование им убережет его от судебного разбирательства и связанных с этим затрат.

Другая причина, по которой сыщику целесообразно следовать этическим нормам поведения, состоит в том, что такое поведение делает его жизнь более спокойной и менее напряженной.

Третья причина — формирование атмосферы доверия к частной сыскной деятельности.

Для сбора требуемой информации нет необходимости нарушать этический кодекс. Даже для столь молодой дисциплины — конкурентной разведки — действуют старые истины. Как уже сказано выше, 85% информации, которая необходима, находится в общественном пользовании (некоторые аналитики говорят даже о 90%). Другие 15%, скорее всего, не потребуются никогда. Используя экспертный анализ и соблюдая этические норы, сыщик в состоянии выполнять свою работу квалифицированно и эффективно.

Сбор информации для деловых переговоров

Деловые переговоры обычно складываются из трех этапов: 1) подготовки к переговорам; 2) переговорного процесса; 3) анализа результатов переговоров.

Услуги сыщика требуются на первых двух этапах. Клиентов (руководителей фирм), интересует следующая информация о партнерах по переговорам:

На первом этапе:

  • сведения об участниках будущих переговоров (их сильных и слабых сторонах);
  • позиции партнеров, их планы ведения переговоров;
  • наличие и содержание подготовленных материалов к переговорам;
  • конкурентоспособность делового партнера;
  • платежеспособность и т.д.

На втором этапе:

  • информация об изменениях позиций партнеров;
  • возможные попытки шантажа с их стороны;
  • попытки подкупа членов делегации клиента;
  • ведение разведывательной работы в отношении клиента и т.д.

Выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров

Некредитоспособность — это отсутствие предпосылок у делового партнера, подтверждающих его способность возвратить полученный кредит. Ненадежность делового партнера, в широком смысле — это его испорченная репутация в деловых кругах. Некредитоспособный и ненадежный деловой партнер опасен тем, что он никогда об этом не говорит и предпринимает всё для того, чтобы скрыть свою несостоятельность.

Однако некредитоспособность и ненадежность проявляются в конкретных признаках, вполне поддающихся выявлению. Способность сыщика выявить хотя бы отдельные такие признаки у деловых партнеров клиента может в значительной степени обеспечить экономическую безопасность его бизнеса.

Какие же признаки указывают на некредитоспособность и ненадежность деловых партнеров?

Некредитоспособность характеризуется следующими признаками, проявляющимися в конкретных поступках, на выявление которых ориентируется сыщик:

  • Неаккуратность при расчетах по ранее полученным кредитам (несоблюдение договорных сроков возврата кредита);
  • Ухудшение текущего финансового положения (задержка выплаты зарплаты персоналу, резкое снижете окладов, увольнение персонала, перевод офиса в менее престижный район, распродажа имущества);
  • Неспособность мобилизовать денежные средства из различных источников (например, отказ в кредитах для реализации бизнес-проекта);
  • Обналичивание денежных средств в объемах, превышающих размеры фонда зарплаты;
  • Удержание (без согласия партнера) денежных средств, полученных в качестве кредита или предварительной оплаты;
  • Совершение операций с банковскими документами, не обеспеченными кредитными ресурсами;
  • Нецелевое использование кредитных средств или получение их по фиктивным документам;

Выявление некредитоспособных партнеров целесообразно проводить как до заключения, так и в процессе реализации договора и своевременно информировать об этом клиента.

Ненадежность делового партнера определяется:

  • Сорванными по его вине сделками с другими фирмами;
  • Несвоевременным или некачественным выполнением условий заключенных договоров;
  • Наличием среди персонала фирмы лиц, ранее судимых за уголовные преступления;
  • Фактами ведения против клиента промышленного шпионажа;
  • Использованием сотрудников правоохранительных органов, налоговых инспекций и т.д. с целью парализации экономической деятельности своего партнера;
  • Умышленным затягиванием деловых переговоров;
  • Пренебрежительным отношением к авторскому или патентному праву;
  • Предъявлением к нему значительного числа судебных исков;
  • Наличием большого долга;
  • Непрочной позицией на рынке;
  • Нерегулярной и ненадежной поставкой сырья и товаров;
  • Отсутствием доверия потребителей;
  • Испорченной репутацией среди деловых кругов.

Каковы практические приемы получения сыщиком сведений о деловом партнере клиента на предмет выявления его некредитоспособности?

Для повышения качества работы целесообразно использовать специально разработанный вопросник, в соответствии с которым сыщик мог бы собирать информацию о партнере клиента, а также об его фирме.

Разработанный сыщиком и согласованный с клиентом вопросник помогает в беседах с вероятным деловым партнером получать максимально подробную, интересующую клиента информацию.

В отдельных случаях целесообразно непосредственное участие сыщика (разумеется, без расшифровки) в беседах клиента с его потенциальным деловым партнером. Главное заключается в том, чтобы в ходе этих бесед создать такую обстановку, при которой удалось бы расположить к себе партнера и ненавязчиво получить нужную информацию.

В ходе бесед с потенциальным деловым партнером на предмет его кредитоспособности и надежности, в соответствии с вопросником, надо собирать информацию, включающую, в частности, ответы на следующие вопросы:

1) должностное положение партнера в фирме (директор, учредитель, руководитель маркетинга и т.д.); 2) образование; 3) предыдущие места работы, занимаемые должности, размер заработной платы; 4) нынешний уровень материальной обеспеченности; 5) семейное положение; 6) жилищные условия (собственная квартира или дом, снимает квартиру или комнату); 7) коренной житель данного города; недавно переехал (женился на местной жительнице, совершил обмен, купил или арендовал квартиру, дом); 8) стиль жизни (деловой, элитарный, спортивный); 9) личные качества (уровень притязаний, стиль руководства, степень эмоциональности и т.д.); 10) офис партнера (престижность района, площадь, удобства, интерьер, охрана, численность персонала); 11) доступность связи с потенциальным партнером (номера служебных и домашних телефонов, факса, электронной почты, кто отвечает); 12) причины обращения к клиенту (случайность; привлекательность услуг; рекомендации (чьи); удобное расположение офиса); 13) общий статус партнера (надежный, сомнительный, ненадежный и т.д.); 14) его отношение к клиенту (доброжелательное, безразличное, негативное); 15) степень нужды партнера в кредите (нужен постоянно, время от времени, именно сейчас) оценка партнером собственного бизнеса: процветающий, дающий средний доход, пока без успехов.

Одновременно необходимо выяснять вопросы о фирме партнера. В том числе:

1) когда учреждена фирма и когда она приступила к деятельности; 2) кто основные учредители и каков уставной капитал; 3) юридический адрес; совпадает ли он с адресом офиса; 4) организационно-правовая форма предприятия; 5) основные руководители фирмы (фамилии, имена, должности, номера телефонов); 6) кто в фирме принимает окончательные решения; 7) число работников; 8) основной профиль, виды деятельности, организационная структура; 9) общее состояние дел на фирме; 10) наличие дочерних предприятий и филиалов; 11) кто основные партнеры; 12) недвижимость фирмы (земельные участки, строения, оборудование); 13) в каких банках находятся счета фирмы; 14) кто осуществляет аудит; 15) когда последний раз фирма брала кредит и где; 16) возникали ли ранее трудности с возвратом кредитов; 17) нуждается ли партнер в кредите сейчас, и если «да», то в каком размере и на что планирует его использовать; 18) обеспечение кредита, срок и порядок ее погашения и т.п.

Фиксирование всей полученной информации в соответствии с вопросником целесообразно вести в специальном досье на конкретного партнера (его фирму).

Следующий способ из арсенала сыска — получение сыщиком информации «втемную» непосредственно от сотрудников фирмы — вероятного партнера клиента Например, можно посетить фирму под «чужим флагом» и предъявить убедительную легенду, позволяющую аккуратно «извлечь» из собеседников нужную информацию.

  • Легенда о желании пригласить ее сотрудников на работу в «свою фирму»;
  • Легенда о желании установить «сотрудничество» с этой фирмой;
  • Легенда о желании продать ей (приобрести у нее) определенные товары, услуги.

Можно организовать, при наличии возможностей, наблюдение за обстановкой на фирме. Под возможностями понимается, в первую очередь, приобретенные сыщиком источники среди числа персонала фирмы.

Выход сыщиков на партнеров проверяемого и грамотно построенный устный опрос их по интересующим клиента проблемам — ещё один прием получения нужных сведений.

При выявлении некредитоспособных деловых партнеров, эксперты рекомендуют уделять повышенное внимание проверке действительности баланса и взаимоотношениям проверяемого с налоговыми органами. Как свидетельствует практика, многие недобросовестные деловые партнеры искажают данные в представляемых балансах своей фирмы, не показывая в них кредиты, уже взятые у других кредиторов.

В том случае, если налоговые органы выявят нарушения налогового законодательства, они имею право арестовать счет нарушителя, что значительно затруднит возврат клиенту кредита, конечно, если он уже выдан. Поэтому очень важно не допустить негативного развития ситуации, для чего и нужна достоверная информация о кредитоспособности и степени ненадежности делового партнера, добытая сыщиком.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru