Учебник для 4 класса
(Часть 1)

Литературное чтение

       

Проверим себя и оценим свои достижения

1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?

2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше? Приготовься прочитать в классе те произведения, которые тебе нравятся.

3. Прочитай строки из стихотворений. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.

        Здравствуй, гостья зима!
        Просим милости к нам
        Песни севера петь
        По лесам и степям.

          Лучше б снег да вьюгу
          Встретить грудью рад!
          Словно как с испугу
          Раскричавшись, к югу
          Журавли летят...

            Ещё в полях белеет снег,
            А воды уж весной шумят —
            Бегут и будят сонный брег,
            Бегут, и блещут, и гласят...

4. Расскажи о том, как один из этих поэтов изображает природу. Тебе помогут вопросы:

  • Какое время года описывает поэт? Есть ли разница в том, как авторы их изображают? Найди слова, которые подтверждают твою мысль.
  • Как эпитеты и сравнения помогают поэту нарисовать картины природы? Приведи примеры.
  • Всегда ли с одинаковым чувством изображает автор природу? Почему?

5. Прочитай определение понятия олицетворение.

Олицетворение — наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.

        Месяц огненным шаром встаёт,
        Красным заревом лес обдаёт.

            Под ледяной
            Своей корой
            Ручей немеет...

Найди олицетворение в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?

6. Что ты можешь сказать об оформлении стихотворной речи на письме? Обратил ли ты внимание на то, что, например, стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко...» состоит из двух частей? Сосчитай количество строк в частях. Одинаково ли оно? Кроме того, ты можешь заметить, что везде созвучны окончания 1-й и 3-й, 2-й и 4-й, 5-й и 7-й, 6-й и 8-й строк.

Части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и смысловой законченностью, называются строфами.

В зависимости от количества стихотворных строк различаются такие строфы: двустишие, трёхстишие, четверостишие и т. д. Например, стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко...» состоит из двух восьмистиший.

7. Часто поэты делят свои произведения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё же различные картины.

Строфа помогает выделить каждую картину.

Найди примеры таких стихотворений.

8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своими словами.

9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.

10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел «Поэтическая тетрадь». Составьте список. Объясните свой выбор.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru