Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...
Проверяем свои знания
Как Тютчеву удаётся показать раннюю весну?
Какие выразительные средства выбраны автором для изображения унылой картины природы? А как поэт создаёт образ пробуждающейся природы? Что необычного в её изображении?
Почему в стихотворении так много глаголов? Объясни своё мнение.
Каково настроение автора, какие чувства он испытывает?
Приготовься к выразительному чтению произведения Тютчева. Вспомни, как это надо делать.
* * *
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Ещё минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдёт всецело,
Чем ты и дышишь и живёшь.
Проверяем свои знания
Как Тютчев описывает радугу? Как ему удаётся показать красоту и мгновенность радужного видения?
О чём просит читателя автор? Почему?
Как ты думаешь, зачем в стихотворении дважды повторяется слово лови?
Каким настроением проникнуто произведение? Объясни. Подумай, почему в стихотворении три восклицательных предложения.
Как бы ты озаглавил произведение? Запиши свои варианты в «Рабочую тетрадь».
Выучи стихотворение наизусть. Какую интонацию ты выберешь для его чтения?