Учебник для 3 класса (2 часть) Литературное чтение
Александр Александрович Блок
Ветхая избушка
В снежном доме будет
Резвая игра...
Пальчики застудят, —
По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна, —
Ан, уж дом растаял,
На дворе — весна!
- Перечитай стихотворение. Какую картину ты представил? Запиши в «Рабочую тетрадь».
- Поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? Объясни.
- Выбери эпизоды, где изображены картины зимних забав детей. Как ты думаешь, какое настроение у ребят? Подтверди свой ответ выборочным чтением.
- Прочитай стихотворение выразительно, выучи его наизусть.
|
Сны
И пора уснуть, да жалко,
Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
На коня б скакнуть!
Луч лампадки, как в тумане
Раз-два, раз-два, раз!..
Идёт конница... а няня
Тянет свой рассказ...
Внемлю сказке древней, древней
О богатырях,
О заморской, о царевне,
О царевне... ах...
Раз-два, раз-два! Конник в латах
Трогает коня
И манит и мчит куда-то
За собой меня...
За моря, за океаны
Он манит и мчит,
В дымно-синие туманы,
Где царевна спит...
Спит в хрустальной, спит в кроватке
Долгих сто ночей,
И зелёный свет лампадки
Светит в очи ей...
Под парчами, под лучами
Слышно ей сквозь сны,
Как звенят и бьют мечами
О хрусталь стены...
С кем там бьётся конник гневный,
Бьётся семь ночей?
На седьмую — над царевной
Светлый круг лучей...
И сквозь дрёмные покровы
Стелятся лучи,
О тюремные засовы
Звякают ключи...
Сладко дремлется в кроватке.
Дремлешь? — Внемлю... сплю.
Луч зелёный, луч лампадки,
Я тебя люблю!
- О каких сказках идёт речь в стихотворении? Вспомни и запиши их названия в «Рабочую тетрадь».
- Какие сладкие сны снились мальчику? О чём они? Какие сны снятся тебе? Расскажи.
- Какое стихотворение Сурикова напомнило тебе произведение Блока?
- Прочитай стихотворение выразительно.
|
Ворона
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки...
Это всё у вороны — игрушки.
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..
- Перечитай первые две строки стихотворения. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону?
- Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок? Найди нужные строки.
- Каким образом поэту удалось показать, что ворона была любопытна? Обрати внимание на вопросительное предложение.
- Какая радость у вороны? В каких строках это выражено? Как настроение вороны помогает передать восклицательное предложение?
- Какой ты представляешь ворону?
- Как ты понимаешь строку «А уж в воздухе — вешние звоны»?
- Прочитай стихотворение так, чтобы слушатели могли представить ворону.
|
|
|