Учебник для 3 класса
(2 часть)

Литературное чтение

       

Александр Александрович Блок

Ветхая избушка

        Ветхая избушка
        Вся в снегу стоит.
        Бабушка-старушка
        Из окна глядит.

        Внукам-шалунишкам
        По колено снег.
        Весел ребятишкам
        Быстрых санок бег...

        Бегают, смеются,
        Лепят снежный дом,
        Звонко раздаются
        Голоса кругом...

        В снежном доме будет
        Резвая игра...
        Пальчики застудят, —
        По домам пора!

        Завтра выпьют чаю,
        Глянут из окна, —
        Ан, уж дом растаял,
        На дворе — весна!

  1. Перечитай стихотворение. Какую картину ты представил? Запиши в «Рабочую тетрадь».
  2. Поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? Объясни.
  3. Выбери эпизоды, где изображены картины зимних забав детей. Как ты думаешь, какое настроение у ребят? Подтверди свой ответ выборочным чтением.
  4. Прочитай стихотворение выразительно, выучи его наизусть.

Сны

        И пора уснуть, да жалко,
        Не хочу уснуть!
        Конь качается качалка,
        На коня б скакнуть!

        Луч лампадки, как в тумане
        Раз-два, раз-два, раз!..
        Идёт конница... а няня
        Тянет свой рассказ...

        Внемлю сказке древней, древней
        О богатырях,
        О заморской, о царевне,
        О царевне... ах...

        Раз-два, раз-два! Конник в латах
        Трогает коня
        И манит и мчит куда-то
        За собой меня...

        За моря, за океаны
        Он манит и мчит,
        В дымно-синие туманы,
        Где царевна спит...

        Спит в хрустальной, спит в кроватке
        Долгих сто ночей,
        И зелёный свет лампадки
        Светит в очи ей...

        Под парчами, под лучами
        Слышно ей сквозь сны,
        Как звенят и бьют мечами
        О хрусталь стены...

        С кем там бьётся конник гневный,
        Бьётся семь ночей?
        На седьмую — над царевной
        Светлый круг лучей...

        И сквозь дрёмные покровы
        Стелятся лучи,
        О тюремные засовы
        Звякают ключи...

        Сладко дремлется в кроватке.
        Дремлешь? — Внемлю... сплю.
        Луч зелёный, луч лампадки,
        Я тебя люблю!

  1. О каких сказках идёт речь в стихотворении? Вспомни и запиши их названия в «Рабочую тетрадь».
  2. Какие сладкие сны снились мальчику? О чём они? Какие сны снятся тебе? Расскажи.
  3. Какое стихотворение Сурикова напомнило тебе произведение Блока?
  4. Прочитай стихотворение выразительно.

Ворона

        Вот ворона на крыше покатой
        Так с зимы и осталась лохматой...

        А уж в воздухе — вешние звоны,
        Даже дух занялся у вороны...

        Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
        Вниз на землю глядит она боком:

        Что белеет под нежною травкой?
        Вон желтеют под серою лавкой

        Прошлогодние мокрые стружки...
        Это всё у вороны — игрушки.

        И уж так-то ворона довольна,
        Что весна, и дышать ей привольно!..

  1. Перечитай первые две строки стихотворения. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону?
  2. Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок? Найди нужные строки.
  3. Каким образом поэту удалось показать, что ворона была любопытна? Обрати внимание на вопросительное предложение.
  4. Какая радость у вороны? В каких строках это выражено? Как настроение вороны помогает передать восклицательное предложение?
  5. Какой ты представляешь ворону?
  6. Как ты понимаешь строку «А уж в воздухе — вешние звоны»?
  7. Прочитай стихотворение так, чтобы слушатели могли представить ворону.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru