>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 3 класса
(часть 1)

Литературное чтение

       

Бунин Иван Алексеевич

Детство

      Чем жарче день, тем сладостней в бору
      Дышать сухим смолистым ароматом,
      И весело мне было поутру
      Бродить по этим солнечным палатам!

      Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
      Песок — как шёлк... Прильну к сосне корявой
      И чувствую: мне только десять лет,
      А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.

      Кора груба, морщиниста, красна,
      Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
      И кажется, что пахнет не сосна,
      А зной и сухость солнечного лета.

Проверяем свои знания

  1. Объясни название произведения. Можно ли было его озаглавить иначе?
  2. Какие моменты детства остались навсегда в памяти Бунина? Что он чувствовал и ощущал, когда бродил летним днём по «солнечным палатам»?
  3. Как ты думаешь, почему поэту важно поделиться с читателями своими детскими воспоминаниями?
  4. Обсудите с другом. Были ли у каждого из вас такие моменты, память о которых хотелось бы сохранить?

Полевые цветы

      В блеске огней, за зеркальными стёклами
      Пышно цветут дорогие цветы,
      Нежны и сладки их тонкие запахи,
      Листья и стебли полны красоты.

      Их возрастили в теплицах заботливо,
      Их привезли из-за синих морей;
      Их не пугают метели холодные,
      Бурные грозы и свежесть ночей...

      Есть на полях моей родины скромные
      Сёстры и братья заморских цветов:
      Их возрастила весна благовонная
      В зелени майской лесов и лугов.

      Видят они не теплииы зеркальные.
      А небосклона простор голубой.
      Видят они не огни, а таинственный
      Вечных созвездий узор золотой.

      Веет от них красотою стыдливою,
      Сердцу и взору родные они
      И говорят про давно позабытые
      Светлые дни.

Проверяем свои знания

  1. Сравни строчки и расскажи, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы и цветы полевые. «Пышно цветут дорогие цветы...» — «Веет от них красотою стыдливою...»; «Их привезли из-за синих морей...» — «Сердцу и взору родные они...».

    Перечитай подчёркнутые строки. Подумай, как они помогают представить цветы.

    Какие цветы поэт называет скромными, а их красоту стыдливой? Почему? О каких цветах он тоскует?

  2. Почему автора привлекают скромные полевые цветы? Объясни.

* * *

      Густой зелёный ельник у дороги,
      Глубокие пушистые снега.
      В них шёл олень, могучий, тонконогий,
      К спине откинув тяжкие рога.
      Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
      Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб —
      И много хвойных крестиков, остинок
      Осыпалось с макушки на сугроб.
      Вот снова след, размеренный и редкий,
      И вдруг — прыжок! И далеко в лугу
      Теряется собачий гон — и ветки,
      Обитые рогами на бегу...
      О, как легко он уходил долиной!
      Как бешено, в избытке свежих сил,
      В стремительности радостно-звериной,
      Он красоту от смерти уносил!

Проверяем свои знания

  1. Что произошло в зелёном ельнике? Как ты понял? Расскажи.
  2. Опиши оленя.
  3. Как ты думаешь, о чём это стихотворение?
  4. Сделай словесную иллюстрацию к произведению Бунина «Густой зелёный ельник у дороги...».
  5. Попробуй восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам: играет — замирает, мотылёк — лепесток, теплом — кругом.

    Какую картину ты себе представил?

      Сегодня целый день играет
      В траве последний ...
      И, точно белый ...,
      На паутине ...,
      Пригретый солнечным теплом;
      Сегодня так светло ... .

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru