>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 3 класса
(часть 1)

Литературное чтение

       

Иван Саввич Никитин

* * *

        Полно, степь моя, спать беспробудно,
        Зимы-матушки царство прошло,
        Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
        Снег пропал — и тепло, и светло.

        Пробудись и умойся росою,
        В ненаглядной красе покажись,
        Принакрой свою грудь муравою,
        Как невеста, в цветы нарядись.

        Полюбуйся: весна наступает,
        Журавли караваном летят,
        В ярком золоте день утопает
        И ручьи по оврагам шумят.

        Белоснежные тучки толпами
        В синеве, на просторе, плывут,
        По груди у тебя полосами,
        Друг за дружкою, тени бегут.

        Скоро гости к тебе соберутся,
        Сколько гнёзд понавьют, — посмотри!
        Что за звуки, за песни польются
        День-деньской от зари до зари!
        Там уж лето... ложись под косою,
        Ковыль белый, в угоду косцам!
        Подымайся, копна за копною!
        Распевайте, косцы, по ночам!

Проверяем свои знания

  1. Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Запиши их в «Рабочую тетрадь».
  2. К кому обращается поэт? Согласен ли ты с тем, что он изображает степь как живую?
  3. Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.
  4. Подготовься к выразительному чтению. Подумай, в каком темпе ты будешь читать стихи: быстро, чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.

Встреча зимы

        Поутру вчера дождь
        В стёкла окон стучал,
        Над землёю туман
        Облаками вставал.

        Веял холод в лицо
        От угрюмых небес,
        И, Бог знает о чём,
        Плакал сумрачный лес.

        В полдень дождь перестал,
        И, что белый пушок,
        На осеннюю грязь
        Начал падать снежок.

        Ночь прошла. Рассвело.
        Нет нигде облачка.
        Воздух лёгок и чист,
        И замёрзла река.

        На дворах и домах
        Снег лежит полотном
        И от солнца блестит
        Разноцветным огнём.

        На безлюдный простор
        Побелевших полей
        Смотрит весело лес
        Из-под чёрных кудрей,

        Словно рад он чему, —
        И на ветках берёз,
        Как алмазы, горят
        Капли сдержанных слёз.

        Здравствуй, гостья-зима!
        Просим милости к нам
        Песни севера петь
        По лесам и степям.

        Есть раздолье у нас, —
        Где угодно гуляй;
        Строй мосты по рекам
        И ковры расстилай.

        Нам не стать привыкать, —
        Пусть мороз твой трещит:
        Наша русская кровь
        На морозе горит!

        Искони уж таков
        Православный народ:
        Летом, смотришь, жара —
        В полушубке идёт;

        Жгучий холод пахнул, —
        Всё равно для него:
        По колени в снегу,
        Говорит: «Ничего!»

        В чистом поле метель
        И крутит, и мутит, —
        Наш степной мужичок
        Едет в санках, кряхтит:

        «Ну, соколики, ну!
        Выносите, дружки!»
        Сам сидит и поёт:
        «Не белы-то снежки!»

        Да и нам ли подчас
        Смерть не встретить шутя,
        Если к бурям у нас
        Привыкает дитя?

        Когда мать в колыбель
        На ночь сына кладёт,
        Под окном для него
        Песни вьюга поёт.

        И разгул непогод
        С ранних лет ему люб,
        И растёт богатырь,
        Что под бурями дуб.

        Рассыпай же, зима,
        До весны золотой
        Серебро по полям
        Нашей Руси святой!

        И случится ли, к нам
        Гость незваный придёт
        И за наше добро
        С нами спор заведёт —

        Уж прими ты его
        На сторонке чужой,
        Хмельный пир приготовь,
        Гостю песню пропой;

        Для постели ему
        Белый пух припаси
        И метелью засыпь
        Его след на Руси!

Проверяем свои знания

  1. Можно ли сказать, что в стихотворении «Встреча зимы» созданы подвижные картины природы? Проследи, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.
  2. Какой поре посвящено стихотворение? Подумай, почему людей радует первый снег. Найди эти строки и перечитай их.
  3. Перечитай приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?
  4. Любил ли поэт русскую зиму? Подтверди своё мнение выборочным чтением. Как относится автор к Родине и к русскому человеку? Как он о них говорит? Почему?
  5. Вспомните и прочитайте наизусть друг другу стихи любимых поэтов, в которых рассказывается о первом снеге. Подметили ли вы что-то особенное в стихах Никитина?
  6. Прочитай стихотворение Никитина. С каким настроением следует читать каждую часть?
  7. Придумай сценарий утренника «Первый снег». План запиши в «Рабочую тетрадь».

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru