>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 3 класса
(часть 1)

Литературное чтение

       

Проверим себя и оценим свои достижения

1. Народное искусство слова — песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как ещё называют народное творчество (в переводе с английского языка это слово обозначает «народная мудрость, знание»).

  1. Кто был хозяином Жар-птицы?
  2. В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?
  3. Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма?
  4. О ком сказано: «...бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»?
  5. К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана?
  6. Как звали невесту Иванушки-дурачка?
  7. Какие яблоки росли в саду царя Берендея?
  8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха?

2. Найди виды устного народного творчества. Обоснуй свой выбор.

3. Объясни, что такое песня? Чем песня отличается от стихотворения?

4. Прислушайся к звучанию каждой песни, её ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?

5. Ты уже знаешь, что песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна!..»

6. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.

Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к ... .

Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой. Они дошли до нас с ... времён, живут в нашем родном языке и ... .

7. Почему так говорят: «Пословица недаром молвится», «Пословица всем делам помощница»?

8. Собери пословицы. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

9. Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?

        Ехал Грека через реку.
        Видит Грека: в реке — рак.
        Сунул Грека руку в реку,
        Рак за руку Греку — цап!

10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством (народными промыслами)? Рассмотри рисунки. Назови другие!виды народного творчества.

11. Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.

Отгадки: лёд, снег, подсолнух, листья, дождь, лес.

Придумай свои загадки к этим отгадкам. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

12. Сказочники воплотили в главных героях волшебных сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным. Какими качествами наделены главные герои прочитанных тобой сказок? Почему именно они одерживают в сказках победу над злом?

13. Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть присказка, зачин и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?

14. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. А зачем нужна в сказке концовка?

15. Определи, где зачины и концовки.

«За тридевять земель, в тридесятом государстве...»


«Жили-были...»


«Стали они жить-поживать и добра наживать...»


«Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало...»

16. Что могло бы произойти, если бы Иван-царевич сам пошёл похищать Елену Прекрасную?

17. Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши своё определение в «Рабочую тетрадь».

18. Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?

19. Какие ты знаешь волшебные предметы?

Выбери правильный ответ: волшебная палочка, коньки, скатерть-самобранка, зеркало, сапоги-скороходы, дудочка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка, плащ.

Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.

20. Рассмотри рисунок. Расскажи, что ты видишь. Обрати внимание на то, как одевались русские люди в старину.

21. Рассмотри иллюстрации к разделу' «Устное народное творчество». Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.

Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников.

Составь рассказ об одном из них, используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.

Запиши план своего рассказа в «Рабочую тетрадь».

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru