Учебник для 2 класса
часть 1

Литературное чтение

       

Люблю природу русскую: Зима

Мы познакомимся:

  • с произведениями о зиме русских поэтов, послушаем музыкальность стихотворного текста.

Мы научимся:

  • сравнивать произведения разных поэтов на одну тему;
  • рисовать словесные картины зимней природы с помощью слова.

Мы будем учиться:

  • наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;
  • чувствовать ритм и мелодику стихотворения.

— Мне нравится зима. Я всегда жду её прихода с нетерпением. Даже летом я часто вспоминаю зиму. Закрою глаза и представляю: снежинки падают такие ажурные и сверкающие. Тихо. Папа принёс колючую ёлочку. Скоро Новый год.

— Да ты как поэт. Так хорошо рассказал, что захотелось праздника, подарков.

— Я просто вообразил зиму, а поэты пишут стихи, где строчки рифмуются.

— Правильно. Но стихи — это не только созвучие строк. В них обязательно должны быть ритм, мелодия. Когда их читаешь, то они звучат как музыка. Всё увиденное поэт передаёт в своих произведениях так, что можно легко представить живые картины. Чтобы быть поэтом, надо иметь богатое воображение, фантазию, уметь выражать в словах свои чувства. И этому ты уже немного научился.

Зимние загадки

        Снег на полях,
        Лёд на реках,
        Ветер гуляет.
        Когда это бывает?

        И не снег, и не лёд,
        А серебром деревья убирает.

        Я прихожу с подарками,
        Блещу огнями яркими,
        Нарядная, забавная,
        На Новый год я — главная.

        Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
        Села и растаяла на моей ладошке.

Проверяем свои знания

  1. Отгадай загадки, найди отгадки.

Первый снег

Сравни стихи разных поэтов о первом снеге.

* * *

И. Бунин

        Зимним холодом пахнуло
        На поля и на леса.
        Ярким пурпуром зажглися
        Пред закатом небеса.

        Ночью буря бушевала,
        А с рассветом на село,
        На поля, на сад пустынный
        Первым снегом понесло...

        И сегодня над широкой
        Белой скатертью полей
        Мы простились с запоздалой
        Вереницею гусей.

Проверяем свои знания

  1. Какое настроение создаёт стихотворение? Найди слова, которые подтверждают твоё мнение.
  2. Объясни значение слов «снегом понесло», «вереницею гусей».
  3. Нарисуй словесную картину к стихотворению.

* * *

К. Бальмонт

(В сокращении)

        Светло-пушистая
              Снежинка белая,
        Какая чистая,
              Какая смелая!
        Дорогой бурною
              Легко проносится,
        Не в высь лазурную,
              На землю просится.
        В лучах блистающих
              Скользит, умелая,
        Средь хлопьев тающих
              Сохранно-белая.
        Но вот кончается
              Дорога дальняя,
        Земли касается
              Звезда кристальная.
        Лежит, пушистая,
              Снежинка смелая.
        Какая чистая,
              Какая белая!

Проверяем свои знания

  1. Найди слова, которые помогают представить снежинки.
  2. Придумай небольшой рассказ на тему «Люблю природу русскую».

* * *

Я. Аким

        Утром кот
        Принёс на лапках
        Первый снег!
        Первый снег!
        Он имеет
        Вкус и запах,
        Первый снег!
        Первый снег!
        Он кружится,
        Лёгкий,
        Новый,
        У ребят над головой
        Он успел
        Платок пуховый
        Расстелить
        На мостовой,
        Он белеет
        Вдоль забора,
        Прикорнул на фонаре —
        Значит, скоро,
        Очень скоро
        Полетят салазки
        С горок.
        Значит, можно будет
        Снова
        Строить крепость
        Во дворе!

Проверяем свои знания

  1. Каким настроением проникнуты стихотворения о первом снеге (грустным, спокойным, радостным)?
  2. Одинаково ли изображён первый снег?
  3. Что интересного ты нашёл в каждом стихотворении?
  4. Выучи наизусть понравившиеся строки.
  5. Придумай рассказ о первом снеге. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

* * *

Ф. Тютчев

        Чародейкою Зимою
        Околдован, лес стоит —
        И под снежной бахромою,
        Неподвижною, немою,
        Чудной жизнью он блестит.

        И стоит он, околдован, —
        Не мертвец и не живой —
        Сном волшебным очарован,
        Весь опутан, весь окован
        Лёгкой цепью пуховой...

        Солнце зимнее ли мещет
        На него свой луч косой —
        В нём ничто не затрепещет,
        Он весь вспыхнет и заблещет
        Ослепительной красой.

Проверяем свои знания

  1. Почему зима названа чародейкою?
  2. Можно ли утверждать, что это стихотворение передаёт любовь поэта к своей Родине, к её природе? Обсудите с другом.

* * *

С. Есенин

(В сокращении)

        Поёт зима — аукает,
        Мохнатый лес баюкает
        Стозвоном сосняка.
        Кругом с тоской глубокою
        Плывут в страну далёкую
        Седые облака.

        А по двору метелица
        Ковром шелковым стелется
        Но больно холодна.
        Воробышки игривые,
        Как детки сиротливые,
        Прижались у окна...

Проверяем свои знания

  1. Какие картины зимней природы представляются тебе при чтении стихотворения?
  2. Как поэт говорит о метелице? Метелица — метель, вьюга... Как ещё можно назвать это явление природы?
  3. Опиши метель, используя свои личные наблюдения. Употребляй при этом слова снег, вьюга, мороз.
  4. Обрати внимание, как поэт оживляет зимнюю природу: зима поёт, аукает, баюкает.

Берёза

С. Есенин

        Белая берёза
        Под моим окном
        Принакрылась снегом,
        Точно серебром.

        На пушистых ветках
        Снежною каймой
        Распустились кисти
        Белой бахромой.

        И стоит берёза
        В сонной тишине.
        И горят снежинки
        В золотом огне.

        А заря, лениво
        Обходя кругом,
        Обсыпает ветки
        Новым серебром.

Проверяем свои знания

  1. Чем это стихотворение напоминает сказку?
  2. Знаешь ли ты значение следующих слов: кисти, кайма, бахрома?
  3. Попробуй представить берёзу, изображённую поэтом. Нарисуй её.
  4. Как ты понимаешь подчёркнутые выражения? Объясни свой ответ.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru