Басни дедушки Крылова. Кто же их не знает? Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и Муравья, про Слона и Моську.
А знаешь ли ты, что, для того чтобы писать хорошие басни, надо быть очень трудолюбивым человеком? «Будет просто, как переделаешь раз со сто», — говорил современник Крылова художник Федотов. Только к одной басне «Кукушка и Петух», в которой всего двадцать одна строка, черновых набросков около двухсот строк.
Всю жизнь Иван Андреевич Крылов и работал, и учился. Работать он начал в одиннадцать лет, а греческий язык, например, начал изучать в пятьдесят лет и за два года овладел им в совершенстве.
Проверяем свои знания
Рассмотри рисунки. Вспомни названия басен. Расскажи, что перепутал художник.
Найди басни И. А. Крылова в библиотеке. Перечитай понравившуюся тебе басню.
Лебедь, Рак и Щука
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам,
Да только воз и ныне там.
Дружно негрузно, а врозь хоть брось.
Проверяем свои знания
Обсудите с другом. Грустную или смешную историю рассказал И. А. Крылов? Как вы понимаете выражение «воз и ныне там»?
Сравни басни и сказки. Есть ли у них что-то общее? Выполни задание в «Рабочей тетради».
Басни — это короткие, чаще всего стихотворные произведения, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.
Назови героев басни. Опиши, как они старались сдвинуть воз. Что главное они не сделали: не спели вместе; не договорились, как будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного?
Прочитай первые три строки. Придумай свой рассказ на эту тему.
Обсудите с другом. О чём предупреждает И. А. Крылов людей, которые взялись за общее дело? В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Продумайте условия совместной работы. Сравните их с теми, что даны в «Рабочей тетради».
Стрекоза и Муравей
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт;
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Делу — время, а потехе — час.
Проверяем свои знания
Кто из героев басни тебе понравился и почему?
Справедливо или нет поступил Муравей?
Почему Стрекоза «злой тоской удручена»?
Сочувствуешь ли ты ей?
В каких строках басни содержится основная мысль? Как ты её понимаешь? Соотнеси её с пословицей.
Разыграйте с другом, как в театре, JI разговор Стрекозы и Муравья. Определите характеры героев. С какой интонацией надо произносить реплики?