Учебник для 2 класса
часть 1

Литературное чтение

       

Люблю природу русскую. Осень

Мы познакомимся:

  • с произведениями об осени русских поэтов, узнаем о музыкальности стихотворного текста.

Мы научимся:

  • читать стихотворения, передавать с помощью голоса настроение;
  • различать стихотворный и прозаический текст.

Мы будем учиться:

  • наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, которые создаёт автор;
  • наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста;
  • читать стихотворение выразительно, соблюдая нужную интонацию.

— Нравится ли тебе осень? Чем интересно это время года? Расскажи.

— Я люблю смотреть, как осенью всё меняется.

— Мне нравится, как шуршат под ногами осенние листья, так грустно- и печально.

— Самое красивое — это озеро с осенними листьями на воде. Я их нарисовала.

— Природа прекрасна в любое время года, но особенно осенью.

Писатели, поэты видят эту красоту и передают свои впечатления, чувства, настроение в словах.

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт — всегда радовался приходу осени. В это время он особенно много работал и написал чудесные стихи об этом времени года.

Осенние загадки

* * *

        Пришла без красок и без кисти
        И перекрасила все листья.

* * *

        Молоко по речке плыло,
        Ничего не видно было.
        Растворилось молоко —
        Стало видно далеко.

* * *

        Весной одевается,
        Осенью раздевается.

* * *

        Стоит Антошка на одной ножке
        Сам маленький, а шляпа большая.

* * *

        Серебряные нити сшивают землю и небо.

(осень, туман, дождь, лес, гриб)

* * *

(Ф. Тютчев)

        Есть в осени первоначальной
        Короткая, но дивная пора —
        Весь день стоит как бы хрустальный,
        И лучезарны вечера...

        Где бодрый серп гулял и падал колос,
        Теперь уж пусто всё — простор везде,—
        Лишь паутины тонкий волос
        Блестит на праздной борозде.

        Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
        Но далеко ещё до первых зимних бурь —
        И льётся чистая и тёплая лазурь
        На отдыхающее поле...

Проверяем свои знания

  1. О какой поре осени рассказывает поэт? Q Как осень изменила всю окружающую природу? Почему осень названа дивной порой?
  2. Что ты чувствуешь при чтении стихотворения: радость, спокойствие, удивление, грусть, тревогу?

* * *

(К. Бальмонт)

        Поспевает брусника,
        Стали дни холоднее,
        И от птичьего крика
        В сердце стало грустнее.
        Стаи птиц улетают
        Прочь, за синее море.
        Все деревья блистают
        В разноцветном уборе.
        Солнце реже смеётся,
        Нет в цветах благовонья.
        Скоро осень проснётся
        И заплачет спросонья.

Проверяем свои знания

  1. Почему «В сердце стало грустнее»? Найди слова, подтверждающие это.
  2. ком можно сказать «проснётся и заплачет»? К кому поэт относит эти слова? Как ты представляешь себе эту картину?
  3. Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?
  4. Какое настроение возникло у тебя, когда ты прочитал это стихотворение?

* * *

(А. Плещеев)

        Осень наступила,
        Высохли цветы,
        И глядят уныло
        Голые кусты.
        Вянет и желтеет
        Травка на лугах.
        Только зеленеет
        Озимь на полях.

        Туча небо кроет,
        Солнце не блестит.
        Ветер в поле воет
        Дождик моросит
        Воды зашумели
        Быстрого ручья.
        Птички улетели
        В тёплые края.

Проверяем свои знания

  1. Какое настроение у тебя создают картины природы, описанные поэтом?
  2. Как ты прочитаешь это стихотворение: в быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?
  3. Запиши слова, которые помогают представить картину осенней природы, в «Рабочую тетрадь».

* * *

(А. Фет)

        Ласточки пропали,
        А вчера зарёй
        Всё грачи летали
        Да как сеть мелькали
        Вон над той горой.
        С вечера всё спится,
        На дворе темно.
        Лист сухой валится,
        Ночью ветер злится
        Да стучит в окно.
        Лучше б снег да вьюгу
        Встретить грудью рад!
        Словно как с испугу
        Раскричавшись, к югу
        Журавли летят.

Проверяем свои знания

  1. По каким признакам ты узнал, что в стихотворении изображена осень?
  2. Найди строки, в которых изображаются картины, живописно рисующие осеннее замирание природы.
  3. Какие строки стихотворения передают радость ожидания зимы? Как их надо прочитать?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru