Бондарное дело

       

Заготовка бондарных клепок

Для изготовления бондарной посуды применяют дощечки с прямоугольным сечением — клепки, или лады. Они бывают пилеными и колотыми. Первые получают распиливанием кряжа на отдельные доски, вторые — раскалыванием колод и чураков.

Пиленые клепки имеют низкую прочность, так как пила перерезает волокна древесины, как бы вскрывая их. От этого клепки не только становятся слабыми на излом, в поры древесины проникают гнилостные микробы и разрушают ее. В бондарной посуде долго держится запах разложившихся продуктов. Но изготовить такие клепки проще, чем колотые, так как можно использовать для этого самую современную технику.

Пиленые клепки идут на изготовление так называемой бочкотары. Вспомним еще раз, как привозят в магазин бочки с вложенными в них целлофановыми пакетами с капустой (не проще было бы сделать сами бочки из пластмассы!). Пакеты вкладывают в бочки, возможно, потому, что бочки протекают или в них перед этим хранили и перевозили рыбу. Но главная ответственность за все неполадки ложится на пиленые клепки. Народные мастера хорошо знают о коварстве пиленых клепок, поэтому для своих изделий они используют только колотые.

Изготовить колотые клепки не так-то просто: и времени нужно много, и древесина должна быть обязательно прямослойной. Но самое главное, чтобы мастер чувствовал материал и умел расколоть колоду или чурак так, чтобы клепки были ровные и чистые, да чтобы в отходы ушло поменьше щепы.

Расколоть или расщепить древесину можно только в двух направлениях: в радиальном и тангентальном. При раскалывании древесины в радиальном направлении плоскость раскола должна идти только через сердцевину колоды и чурака. При этом она будет совпадать с сердцевинными лучами, которые облегчают раскалывание. Чем больше у древесной породы сердцевинных лучей, тем раскалывать ее в радиальном направлении будет гораздо легче. Несомненно, что ловкие точечки, находятся в плоскостях радиального раскола. Если же топор, которым раскалывают кряж, не попадет в его сердцевину, а пройдет несколько в стороне от нее, хотя бы даже на незначительном расстоянии, то полученная плоскость скола будет уже тангентальной. В этом направлении древесина большинства лиственных деревьев колется с трудом.

Раскалывание древесины в радиальном (а) и тангентальном (б) направлении

Конечно, попасть с размаху топором в сердцевину не так-то просто, поэтому заготовители клепок, чтобы расколоть чурак или колоду в нужном направлении, устанавливают на его торец лезвие топора и ударяют по обуху чекмарем — деревянной массивной колотушкой, напоминающей киянку. Если попадалась подходящая развилка, то чекмарь делали из отрезка ствола твердого тяжелого дерева (например, дуба, вяза, березы) с сучком, отходящим от него под прямым углом. Было замечено, что любая древесина значительно лучше раскалывается в сыром виде, то есть сразу же после того, как было свалено дерево. Поэтому клепки стали изготовлять прямо в лесу, в местах рубки деревьев. Пень спиленного дерева превращали в удобную подставку для раскалывания чураков и колод.

Клепки из различных деревьев заготовляют примерно одинаково. Как это делается, рассмотрим на примере заготовки дубовых клепок — дубника, или дубняка. Дуб хорошо раскалывается в радиальном и гораздо хуже — в тангентальном направлении. Хорошо зная эту особенность дуба, заготовители клепок раскраивают колоду так, чтобы преобладали радиальные расколы, а тан- гентальных или не было бы совсем или же было как можно меньше. Распространены два способа выколки клепочных заготовок: однорядная и двухрядная выколка. Однорядную применяют при раскалывании тонких чураков, а двухрядную — толстых колод.

Различные стадии однорядной выколки клепок (а — колода; б — плаха; в — четверинник; г — восьмеринник; д — клепка)

При однорядной выколке древесину дуба раскалывают только в радиальном направлении. Вначале кряж раскалывают на две части, так называемые плахи, а затем каждую плаху на четверинники. В свою очередь четверинники раскалывают пополам и получают восьмеринники. У тонкого чурака именно восьмая часть в большинстве случаев служит заготовкой будущей черновой клепки.

Стадии двухрядной выколки клепок (а — колода; б — плаха; в — четверинник; г — восьмеринник; д — гнатинник; е — клепка)

Двухрядная выколка выполняется в той же последовательности, что и однорядная, но только до тех пор, пока не будет получен восьмеринник. Его раскалывают вдоль годичных слоев, перпендикулярно сердцевинным лучам на две части, называемые гнатинником. Каждое полено-гнатинник раскалывают уже в радиальном направлении и получают от одной до двух клепок из одной половины и от двух до пяти — из другой. Прежде чем отправить клепки на сушку, их слегка обрабатывают: стесывают со стороны сердцевины клиновидные выступы, а также заболонь — молодую древесину, прилегающую непосредственно к коре. Заболонь дуба четко отграничена от ядра. Она окрашена в светло-желтый цвет, в то время как ядро имеет темно-бурую и коричневую окраску.

Но не только в цвете их различие. В отличие от древесины ядра древесина заболони еще не успела окрепнуть, поэтому легко загнивает и разрушается. Вот почему при заготовке клепок верхние, заболонные слои древесины обязательно стесывают. У дуба заболонь довольно узкая: даже у гигантских деревьев она не превышает и 5 см. Так что потеря древесины при ее стесывании не очень большая. Во всяком случае не больше, чем при обтесывании пластей. Если работа полностью производилась в лесу, то в качестве станка, удерживающего заготовку клепки в вертикальном положении при обтесывании, нередко применяли пень с глубокой трещиной. Трещину в пне подтесывали топором, чтобы расширить и придать более правильную клиновидную форму. Внизу у трещины двумя сильными ударами топора делали глубокую зарубку. Ее горизонтальный срез служил основанием, в которое упирается заготовка.

Если же предстояло выполнить значительный объем работ, то делали специальный станок для удерживания клепок во время тески. Он состоит из крестовины, сколоченной из двух массивных плах. Ближе к одному краю в длинной плахе долбят отверстие и вставляют вертикальный брус. К нему прибивают рейку, которая должна быть примерно на одну треть короче обрабатываемой клепки. На другом конце плахи прибивают пружинящую жердь. Ее делают из дуба, вяза или рябины. Перед началом обработки заготовку клепки прислоняют к вертикальному брусу и прижимают сверху жердью. Ее стесывают вначале со стороны широких пластей, а затем срубают клиновидную часть и получают клепку — дощечку с прямоугольным сечением. Более компактный станок для удерживания заготовок клепок при теске изготовляют из колоды.

Способы закрепления обтесываемых клепок (а — в трещине пня; б — в специальном станке)

Колоду распиливают до сердцевины и раскалывают пополам до распила. Нижнюю часть колоды врывают в землю. Сверху к колоде прибивают изогнутую дугой жердь. Сгибают ее заранее: или сразу же после того как срубили, или после распаривания. Под нижним, пружинящим концом жерди прибивают ограничительную рейку. Работает это приспособление так же, как и предыдущее, но преимущество его заключается в том, что оно занимает немного места.

В отличие от древесины дуба и других лиственных пород хвойная древесина, в частности сосны и ели, хорошо раскалывается также в тангентальном направлении, совпадающем с направлением годичных слоев. Это свойство древесины сосны и ели порой используют при заготовке клепок не только с прямоугольным сечением, но и желобчатых. Их применяют для изготовления открытой бондарной посуды цилиндрической и конической формы.

Клепки выкалывают из четверинника специальным ножом с изогнутым лезвием. Его изгиб соответствует окружности бондарной посуды, для которой заготовляют клепки. Нож с изогнутым лезвием можно сделать из листа инструментальной стали толщиной не менее 2 мм. В углу отожженного металлического прямоугольника делают просечку. Образовавшийся острый клин отгибают и получают хвостовик. Затем лезвие ножа затачивают, сгибают, закаляют и насаживают на хвостовик деревянную ручку. Четверинники, отбираемые для выколки желобчатых клепок, обязательно должны быть прямослойными и без единого сучка.

Лезвие ножа устанавливают на торец четверинника параллельно его изогнутому краю и ударяют сверху колотушкой. Из одного четверинника можно получить пять-шесть клепок: каждая последующая клепка будет несколь уже предыдущей. Конечно, не каждому любителю-бондарю предоставляется возможность заготавливать клепки в лесу, да и в розничную продажу они не поступают, как это было в старые времена. Но при желании найти выход из положения не сложно. Хороший материал всегда можно выбрать в дровах, предназначенных для топки печей. Ведь для бондарных клепок годятся не только дуб, сосна и ель, но и осина, тополь, ольха, липа, береза и другие древесные породы.

Не лишне напомнить, что в старину даже в краю, изобилующем лесом, каждый настоящий хозяин не отправлял все наколотые дрова в печь. Укладывая после колки их в поленницу, он откладывал в сторону те поленья, которые имели здоровую прямослойную древесину без сучков, трещин, свили, червоточин и покоробленности. Порой запас деловой древесины, отобранный в дровах, был весьма значительным. Недаром в крестьянской среде в незапамятные времена сложилась загадка: «Сто полен в запас, а на истопку не будет?». Отгадавший ее должен ответить: «Ведерные клепки».

Станок для закрепления клепок, применяемый в мастерской. Внизу: выколка клепок ножом с изогнутым полотном

Видимо, древесина, отобранная в дровах, чаще всего шла на изготовление ведер. Но из нее с таким же успехом можно было при необходимости сделать вместительную кадку, кубел, ушат, не говоря уже о другой, более мелкой бондарной посуде. Ведь длина каждого полена, согласно существовавшему в старину неписаному стандарту, была от 10 до 12 вершков. Поскольку старинная русская мера (так называемый вершок) равна 44,5 мм, то соответственно этому поленья имели длину от 445 до 534 мм. Размеры поленьев выбраны не случайно: они выверены многовековым опытом людей. Достаточно увеличить их длину, хотя бы на несколько сантиметров, как колоть дрова станет намного сложнее. В то же время заготавливать более короткие поленца было нежелательно.

Во-первых, процесс пиления становился более длительным, а во-вторых, много древесины уходило в опилки, к тому же из полен- коротышей при случае и ведерной клепки не выстругаешь. В наше время к древесине нужно относиться еще более бережно. Если вдуматься, то хорошая прямослойная древесина в сущности — драгоценный природный материал: среди поленьев его найдется не так уж много. Поэтому бондарю-любителю прежде чем отправить поленце в печь, следует посмотреть: не получится ли из него хотя бы одна, а то и две-три клепки.

Выбор досок для изготовления клепок (а — не годятся; б пригодны)

В городе можно тоже заготовить колотые клепки. Порой толстые стволы спиленных тополей лежат подолгу как обычный мусор, а потом их свозят на свалку. Древесина тополя — прекрасный материал для бондарных изделий. Свойства ее близки к свойствам древесины осины.

Для изготовления бондарных клепок в крайнем случае можно использовать доски. Их нужно внимательно осмотреть и выбрать те из них, годичные слои которых не перерезаны пилой, а идут вдоль пластей доски.

Заготовленные клепки нужно хорошо просушить. В летнее время их раскладывают штабелями под навесом так, чтобы они хорошо проветривались. На открытом воздухе в летнее время клепки сушат не менее трех месяцев. Если необходимо сушку ускорить, то прибегают к искусственной сушке. Торцы клепок заклеивают бумагой с помощью столярного клея и укладывают в жарко натопленную русскую печь. Через сутки из печи вынимают легкие, хорошо просушенные клепки, путь которых лежит в бондарную мастерскую.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru