Биология человека

       

Учебник для 8 класса

Память

Формирование условных рефлексов, хранение любой информации, в том числе и безусловных рефлексов, и ее последующее использование невозможно без хорошей памяти.

Память— это одно из основных свойств нервной системы, заключающееся в способности долгое время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно переводить эту информацию в область сознания. Обучение и память — это стороны одного процесса. Под обучением прежде всего подразумевают механизмы приобретения информации, а под памятью— механизмы хранения и извлечения этой информации.

Человек запоминает не только воздействующие на него раздражители, но и те ощущения, эмоции, которые данные раздражители вызывают. Только благодаря памяти человек может приобретать, сохранять и использовать индивидуальный опыт. Память (до определенной степени условно) подразделяют на несколько типов. Продолжительность кратковременной памяти составляет несколько секунд. Емкость ее невелика — пять—семь элементов. Например, шестизначный или семизначный телефонный номер запомнить на несколько минут может почти любой человек, а вот десятизначный — совсем немногие.

В основе кратковременной памяти лежит циркуляция нервных импульсов по нейронным сетям. Кратковременная память очень чувствительна к сильным внешним воздействиям: ударам электрического тока, сотрясениям, резким перепадам давления и температуры. При любом переключении внимания на какую-либо другую задачу или проблему информация, содержащаяся в этот момент в кратковременной памяти, полностью стирается.

Долговременная память сохраняет гигантский обьем информации в течение всей жизни человека. Все, что содержится в памяти свыше 30 секунд, переходит в долговременную память. Особенно хорошо запоминаются события, которые вызывают у человека сильные положительные или отрицательные эмоции. Вот почему, готовясь к экзамену и повторяя материал, очень полезно представить себе обстановку экзамена и членов экзаменационной комиссии. Легкий страх, который при этом будет испытывать почти любой человек, поможет вам гораздо легче и лучше запомнить то, что вы читаете.

Процесс образования сохраняемого памятного следа — энграммы — называется консолидацией. Для того чтобы консолидация проходила успешно, необходимо усиленное снабжение мозга кислородом и глюкозой.

В переводе информации в долговременную форму хранения прямо или опосредованно участвуют все отделы головного мозга. Консолидация подавляется теми веществами, которые блокируют химические реакции, связанные с синтезом белков в клетках мозга. Запоминание информации также резко ухудшается при наличии в организме даже небольших количеств алкоголя.

В каком виде хранится энграмма точно не известно. Однако показано, что при обучении у человека увеличивается число контактов между нервными клетками (нейронами), да и процессы обмена веществ в мозговых структурах идут гораздо интенсивнее, чем в покое.

В настоящее время считается, что нельзя выделить в мозге какую-либо отдельную структуру, в которой хранится энграмма. Видимо, памятный след удерживается клетками всего головного мозга. Сформировавшаяся энграмма какого-либо события очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но извлечение энграммы, т. е. воспоминание об этом событии, зачастую может быть сопряжено с большими трудностями. Эксперименты показывают, что воспоминания о многих событиях, которые человек не может вызвать у себя произвольно, возникают с большой четкостью и массой деталей при слабом электрическом раздражении некоторых отделов лобных и височных долей коры больших полушарий. Иными словами, в нашем мозге сохраняются практически все события нашей жизни, да только извлечь нужные воспоминания из «хранилища» очень часто бывает трудно или даже невозможно. Иногда памятный след извлекается из «хранилища» самопроизвольно и неожиданно.

Жаль, что пока мы не можем произвольно вспоминать все, что когда-то видели, читали, чувствовали. Но, скорее всего, «забывчивость» — это защитный механизм, предохраняющий наш мозг от перегрузки.

Однако очень часто люди недовольны своей памятью. Правда, многие просто не могут сосредоточиться на запоминаемом материале, например школьники, которые учатся «из-под палки». Но существует целый ряд расстройств мозга, сопровождающихся поражением памяти. Расстройства памяти называют амнезиями. Часто страдает механизм вспоминания, а энграмма хранится в глубинах мозга без повреждений. Распространено поражение памяти, вызываемое хроническим алкоголизмом. Его назвали в честь русского психиатра синдромом Корсакова. Постоянное употребление алкоголя приводит к тому, что начинается массовая гибель нейронов мозга. В результате пьяница теряет способность к запоминанию новых событий, а старые воспоминания могут переноситься в настоящее время и превращаться в подобие реальности. Наверное, жутковато жить в таком полуреальном мире, хотя алкоголик этого оценить не может...

Как же улучшить свою память? Существует целый набор приемов для улучшения памяти, их описанию посвящены десятки томов. Если же снижение способности к запоминанию связано с усталостью, перенапряжением и стрессом, то можно воспользоваться комплексами витаминов, помогающими снабжать мозг всем необходимым для нормальной работы. Кроме того, существуют лекарства, улучшающие кровоснабжение мозга, а с кровью в мозг поступают кислород, глюкоза и витамины.

Память — очень сложный процесс. Он складывается из запоминания, хранения и воспроизведения информации. Ученые различают несколько видов памяти, в том числе механическую и логическую. Механическое запоминание достигается многократным повторением. Помните? «Повторение — мать учения». Так учат правила, стихи, формулы. Логическая память основана на установлении взаимосвязей между фактами, особенно если некоторые из них вам уже известны.

Память может быть также зрительной и слуховой. У людей разные виды памяти развиты по-разному. Это зависит оттого, какой из анализаторов лучше воспринимает информацию. При запоминании это важно учитывать, но лучше использовать все виды памяти.

  • В конце XIX в. одного маленького итальянского мальчика после смерти родителей отправили к дальним родственникам, и он попал во фр а н ко говорящую семью. Итальянский язык мальчик очень быстро забыл и до семи лет говорил только по-французски. После этого вся семья вместе с мальчиком переехала в США, где подросток жил в англоязычной среде, совершенно позабыв и французский язык. Последующие 80 с небольшим лет он говорил только по-английски. Причем его семья даже не знала, что дедушка по происхождению итальянец. И вот в глубокой старости он вдруг стал неожиданно все в большей и большей степени вспоминать давно утраченный французский язык, постепенно теряя способность говорить по-английски. А в последние месяцы жизни, к изумлению всех окружающих, он заговорил на прекрасном итальянском, не пользуясь двумя другими языками. Следовательно, все, что человек запомнил еще в двух-трехлетнем возрасте, прекрасно сохранилось в памяти и стало самопроизвольно извлекаться из «хранилищ» слабеющего от старости мозга 92-летнего старца.
  • Существуют люди, имеющие феноменальную память. Чаще всего эта память связана с профессией. Академик А. Ф. Иоффе помнил наизусть всю таблицу логарифмов. Четырнадцатилетний Вольфганг Амадей Моцарт услышал на службе в соборе Святого Петра большое произведение для двух хоров «Мизерере». Придя домой, мальчик по памяти записал все произведение без единой ошибки. Феноменальная музыкальная память была у Д. Д. Шостаковича, С. В. Рахманинова. Чемпион мира по шахматам гроссмейстер Т. В. Петросян не только помнил все свои шахматные партии, сыгранные за многие годы, но и мог сыграть любую из них «задом наперед», т.е. от окончания партии до исходного состояния, когда белые и черные фигуры выстроены в два ряда напротив друг друга.

Проверьте свои знания

  1. Что такое память?
  2. Чем долговременная память отличается от кратковременной?
  3. Можно ли утверждать, что у каждого человека все виды памяти развиты одинаково хорошо?
  4. Почему для запоминания лучше использовать все виды памяти?
  5. Какие существуют способы для улучшения памяти?

Подумайте

Какую роль играет память в процессе сознания?


Память — это отражение в сознании прошлого опыта, дающее возможность его повторного исследования и использования. В долговременной памяти участвуют все отделы хранения головного мозга.

Память бывает механическая и логическая, зрительная и слуховая. У людей разные виды памяти развиты по-разному.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru